Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Территория инвестиций. Вложения в «страховку»

15 Марта 2012
Территория инвестиций. Вложения в «страховку»

Мы продолжаем освещать возможности Челябинской области в спецпроекте «Территория инвестиций». Сегодня наши страницы мы посвятили Аргаяшскому муниципальному району. А темой нашего предваряющего разговора станет моноотраслевая направленность экономики и риски, которые она таит для региона.

О том, как деньги в дело могут перекроить экономическую систему

Мы продолжаем освещать возможности Челябинской области в спецпроекте «Территория инвестиций». Сегодня наши страницы мы посвятили Аргаяшскому муниципальному району. А темой нашего предваряющего разговора станет моноотраслевая направленность экономики и риски, которые она таит для региона.

 

Проценты перемен

В региональном министерстве финансов недавно сообщили, что структура налоговых доходов продолжает меняться в сторону уменьшения моноотраслевой зависимости. Иными словами, Челябинская область поступательно движется в сторону открытия новых производств, бюджет региона все больше прирастает поступлениями от других отраслей, а положение малого и среднего бизнеса становится прочнее и весомее.

Постепенный уход от исторически сложившейся монопрофильности экономики — одна из приоритетных задач в работе региональных властей, заявляют в южноуральском правительстве.

— Сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы диверсифицировать экономику настолько, насколько это возможно. Уже более четверти валового регионального продукта приходится на малый бизнес. Неплохая ситуация в сельском хозяйстве: 2011 год стал самым успешным для села за последние двадцать лет, — говорит губернатор Михаил Юревич. — Диверсификация экономики, поддержка малого и среднего бизнеса, инновационных секторов, развитие аграрно-промышленного комплекса — это наша «страховка» на случай неблагоприятного развития макроэкономической ситуации.

Данные, предоставленные региональным минфином, наглядно демонстрируют наметившуюся тенденцию в экономике области. По сравнению с 2008 годом, доля металлургии сократилась с 27% до 16%, удельный вес пищевой промышленности увеличился вдвое — с 5% до 10%, банковских финансовых операций — с 4,5% до 6%, вклад машиностроения — с 3% до 4%.

При этом металлургическое производство остается отраслью, приносящей в областной бюджет наибольшие доходы. По итогам 2011 года, как уже писала «ЮП», соответствующие поступления выросли на 17% и составили 9,3 миллиарда рублей. Доходы от торговой деятельности стали больше по сравнению с 2010 годом на 31% и достигли 6,7 миллиарда рублей. Объем средств, поступающих от сферы услуг и распоряжения имуществом, увеличился на 15% и составил свыше 5 миллиардов рублей. Доходы бюджета от банковской деятельности приросли на 24%, до 3,7 миллиарда рублей. Машиностроительная отрасль принесла в бюджет на 17% больше доходов, или 2,6 миллиарда рублей.

 

Экономика экономике рознь

Челябинская область всегда воспринималась как моноэкономика. Регион производит до четверти российских объемов чугуна, стали и металлопроката. Курганская область, например, практически лишенная полезных ископаемых и, соответственно, наиболее рентабельного сегодня экспортно-ориентированного нефтегазового или металлургического производства, позавидует челябинцам. Однако внутренний рынок готов потребить только половину производимого в стране металла, убеждены эксперты. Остальное, следовательно, приходится экспортировать, подпадая в зависимость от международных цен и потребностей рынка.

— Моноэкономика, которая нацелена на производство продуктов конечного пользования (с высокой добавочной стоимостью), более устойчива по сравнению с той, которая ориентирована на выпуск сырья, — говорит профессор Игорь Баев, декан факультета экономики и управления ЮУрГУ, заведующий кафедрой экономики и финансов, доктор экономических наук. — Представим, что мы рубим лес. Он имеет свою стоимость, в которую входит зарплата лесорубам, затраты на рубку леса, его перевозку и амортизацию оборудования. Этот лес экспортируется в Финляндию, где из него изготавливают мебель. И мы ее покупаем...

Такая схема, по мнению нашего эксперта, заведомо неэффективна, ее можно переложить и на региональные реалии, связанные с производством металла, а не изделий из него. Рабочие места, которые могли бы быть открыты «на местах», открываются за рубежом, налоги перечисляют в свой бюджет иностранные фирмы, а мы оплачиваем стоимость продукта, который возвращается к нам в виде конечного товара, следовательно, зарплату сотрудникам, менеджмент и т. д.

— От такой экономики сейчас нельзя отказаться, но постепенно заменить ее вполне реально, — уверен Игорь Баев. — Поэтому мы и говорим о модернизации производств и об инвестициях. Да, мы можем сделать свой трактор, но не можем его продать: потому что он уступает конкурентам по соотношению цена-качество. Нужны технологии, направленные на уменьшение затрат при производстве и тому подобное — все то, что мы называем инновационной направленностью.

 

Цепная перспектива

Дело, как говорится, за малым: распутать целый клубок вопросов, который стоит за этой спасительной схемой.

— Если было бы одно звено цепи, за которое потянул и «вытянул всю цепь», было бы здорово. Но оно не одно — это целая система. В первую очередь должна приветствоваться инвестиционная активность и создаваться все условия для беспрепятственного продвижения идей. А здесь мы сразу приходим к системе образования. Все упирается в деньги — это так, но их еще надо грамотно распределить, — рассуждает Игорь Баев.

Начинать надо, считает он, с образовательных площадок и подготовки квалифицированных инженерных кадров: хороший инженер — это новые идеи на производстве. При этом нужно усовершенствовать налоговую систему: если налоги для производителей инновационного товара будут минимальны — это подстегнет малый и средний бизнес, и конкурировать станет выгодно. А конкуренция, как известно, прямой путь к повышению качества: рынок и предприятия от этого только выиграют.

— Вложения будут немалые, — не питает иллюзий Игорь Баев, — но это ведь как считать... Цену вопроса нельзя рассчитывать сегодняшними капиталовложениями.

В долгосрочной перспективе, по заверениям эксперта, разовые затраты окупятся не раз.

— Инновационные ростки в Челябинской области есть. Да, во многом с участием иностранного капитала. Но это пока... Самое главное — есть правильная направленность. Любой инвестиционный проект требует системы заинтересованности в нем и, безусловно, времени. Дорогу осиливает идущий. Плохо, что регион в определенной степени ориентирован на сырье, но хорошо, что многие руководители сейчас это понимают. Надо смотреть, есть ли шаги. Мне кажется, они есть. Направление задано.

В Челябинской области идет процесс формирования и утверждения инвестиционных планов развития экономики моногородов. На эти цели в федеральном бюджете были выделены денежные средства. Они должны в первую очередь пойти на развитие новых направ­лений деятельности (диверсификацию производства) и создание новых рабочих мест. В основу планов до 2020 года легли такие задачи, как поддержка малого и среднего предпринимательства, переход от материального производства к сфере услуг. Однако наметилась и проблема, на которую сразу же натолкнулись благие намерения.

Одна из причин, по которой далеко не все многие монопрофильные населенные пункты смогли получить федеральные деньги на модернизацию экономики, — для реализации проектов инновационного развития им было необходимо самостоятельно привлечь часть денежных средств в виде частных инвестиций в указанные проекты. Очевидно, что далеко не всем муниципалитетам такое под силу. Многие из них обладают низкой привлекательностью для инвесторов на фоне значительных инвестиционных рисков. Словом, муниципальным властям есть над чем работать в ближайшей перспективе.

Эльвира Копылова

 

P.S. Игорь Баев: — Финансовый кризис коснется любой экономики — и не важно, будет это моноэкономика или диверсифицированная модель. Смотря на показатели посткризисного развития Челябинской области — быть пессимистом грешно. Такого темпа дорожного строительства, который взял регион, точно могу сказать — я не видел никогда. При этом развитие дорожной инфраструктуры — это не только открытие рабочих мест и создание комфортных условий для автомобилистов. Это еще и повышение эффективности работы предприятий. Видеть хорошее и приумножать его в наше время особенно важно. Но есть и объективные условия, тормозящие модернизацию. Мы 80 лет создавали не ту экономическую систему, ориентированную на закрытую экономику, к которой уже никогда не вернемся...

 


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты