Типографский бизнес зависит от степени доверия к интернету

16 Сентября 2013
Типографский бизнес зависит от степени доверия к интернету

Газета, которую вы держите сейчас в руках — продукт офсетной печати. А каждая буква в ней и каждый цветовой оттенок — результат не только технологических, но и бизнес-процессов. Наш сегодняшний материал...

Газета, которую вы держите сейчас в руках — продукт офсетной печати. А каждая буква в ней и каждый цветовой оттенок — результат не только технологических, но и бизнес-процессов. Наш сегодняшний материал о типографском деле, его тонкостях и его экономике.

Держа в руках свежий номер издания, узнавая с его страниц последние новости, рассматривая выражения лиц ключевых фигур государства, улыбки детей, цветовую палитру костюмов на театральных подмостках или будничные картинки из жизни, мы вряд ли задумываемся о том, кто и как готовил весь этот материал и переносил краски жизни на бумагу. И тем более — о том, сколько все это стоит и как доходит до читателя. Мы попросили разложить типографский бизнес по полочкам Дениса Антонова, генерального директора ЗАО «Прайм Принт Челябинск».

 

Время — деньги

Выпуск газеты начинается с отдела допечатной подготовки — на сервера верстальщики скидывают оператору полосы. Здесь проверяется качество присланного материала на соответствие требованиям печати. Далее то, что «написано пером», переносится специальным лазером на алюминиевые формы, после чего нанесенный фотополимерный слой проходит химическую проявку. Затем происходит установка форм на цилиндры и проведение полотен бумаги в станки (один ролик весит около 400 килограмм). Как только машина разгонится с такой махиной до рабочих оборотов, пойдет готовый тираж. До этого момента газеты идут под пресс: это выбраковка с нечеткими тонами.

Вначале на бумагу наносится синий цвет: это самая нижняя секция, затем идет секция красного цвета, следом — желтого и последняя — черного (одна секция стоит около 3 миллионов рублей, то есть, чтобы набрать одну 4-этажную башню, нужно около 12 миллионов). Некоторые типографии расставляют секции в другом порядке, но менять то, что сложилось исторически, говорит наш эксперт, — значит, сильно рисковать в плане качества. Насос проводит краску по трубе высокого давления, после чего она подается в специальное «корыто», а потом разбавляется водой в нужных пропорциях. Около 20 роликов размешивают и наносят краску на форму. Она возьмет на себя цвет только в тех участках, где есть запечатанное лазером поле. На барабане, с которым затем контактирует форма, стоит офсетная резина, и полотно бумаги проходит между двумя офсетными цилиндрами: получается оттиск. Задача — попасть отпечатками точка в точку. Помешать этому может неравномерная намотка бумаги в рулоне, а подкорректировать просчеты целлюлозной промышленности в силах печатник, управляющий процессом с пульта. Затем отпечатанное полотно попадает в фальц-аппарат, где и собирается газета, все ее полосы — режется и складывается.

Из качественных экземпляров формируются пачки, которые упаковываются пленкой. Далее — на отгрузку. Забрать тираж может как грузовой центровоз «Роспечати» (на склад — а далее распространение по филиалам и киоскам), так и легковушки самих заказчиков или 20-тонные фуры, которые повезут тираж в другие регионы. Развозит продукцию и сама типография. Смотря, что прописано в договоре. Но в любом случае, с заказчиком идет очень тесная связь. Бывает, заказчик обложку печатает в другом регионе, а сюда привозит ее, чтобы издание обернули в нее и скрепили посередине. И с учетом доставки получается дешевле. Поэтому специфичное в этом бизнесе не только производство, но и логистика.

Кстати, параллельно можно печатать несколько газет, установив две или более линии, но это уже вопрос бизнес-претензий конкретной типографии. Профильное оборудование производят почти в каждой точке земного шара. В основном, это Америка, Германия, Швейцария, Япония. Хорошие машины делает Индия, но с небольшим «пробегом»: через два-три года они уже потребуют крупных капиталовложений, хотя ресурс рассчитан на 15 лет.

— Но все зависит и от того, как эти станки «гонять»: можно делать одну газету, а можно вообще их не останавливать, — добавляет Денис Антонов. — А чтобы не останавливаться, нужно иметь запас материалов, пул заказчиков и службу техподдержки.

Параллельно с печатным процессом по производству ходят специально обученные люди, замеряют температуру тепловизорами, по выходным меняют детали, составляют график ремонтов. Россия, кстати, тоже производит неплохие машины. Но наши станки и заграничные можно сравнить с «Автовазом» и иномарками, если сопоставить их пробег с числом открываний капота. Тем не менее, в разряде иномарок тоже есть и «Киа», и «Лексус»…

Сотрудники типографии работают в берушах: производство очень шумное. Здесь вполне могли бы набрать материал продюсеры фильма «Дрожь земли», если бы не 56 свай, вбитых в фундамент довольно небольшого по меркам типографских площадок помещения. Укрепление фундамента — это особое требование к зданиям, где будут стоять сильно вибрирующие станки для офсетной печати. Три бригады трудятся тут по 12 часов. Все рассчитано по минутам. Это четкий конвейер, где каждая минута переналадки стоит денег. В основном, все издания хотят выйти в прайм-тайм — со вторника на среду, поэтому в это время в типографии очень «жарко». А вечера здесь перестают быть томными благодаря ежедневным изданиям. К примеру, в целом, на этой неделе в типографии, которую мы посетили, отпечатают миллион номеров. Производительность — от 20 до 28 тысяч экземпляров за час. Основное конкурентное преимущество типографий — это мощность в производственном выражении и скорость: заказчику можно позже «сдаться» и раньше получить тираж. А меньший дедлайн, в свою очередь, принесет бонусы изданию, у которого появится возможность собрать больше информации и рекламы.

 

Пятилетка в ожидании

Челябинские типографии, согласно данным Управления статистики, оказались в первом полугодии лидерами по падению производства. Если верить Челябинскстату, наибольшее сокращение в промышленном секторе региона зафиксировано именно в полиграфической отрасли: за первые 6 месяцев 2013 го оно составило 21 %. К тому же, по официальным данным, рынок рекламы в печатных СМИ Челябинска в этот же период упал почти на 15 % к соответствующему периоду 2012 года. И это проседание длится уже с 2009 го, напрямую влияя на финансовое самочувствие типографий. Поэтому издательский бизнес — это хоть и конкурентная сфера, подвержен совсем другим причинам рецессии.

Все директора типографий (на сегодня в регионе четыре крупных игрока), а стало быть, конкуренты, между собой пересекаются, взаимодействуют, обсуждают рабочие моменты и, в общем то, живут мирно. У каждой типографии — своя клиентская база.

К качеству сегодня требовательны абсолютно все — будь то федералы или местный производитель метизов, рассказывающий в красочной брошюре о том, какой он замечательный. Претензии предъявляются и к составу бумаги, и к цветопередаче, и к совмещению изображений. В случае, когда визуальные сбои произошли по вине типографии, заказчик вправе требовать финансовой компенсации: общаться тогда приходится с договором на руках, предусматривающим те или иные санкции и суммы.

Особо прибыльным типографский бизнес назвать нельзя. Ориентировочно рентабельность предприятий, печатающих офсетный полноцвет, — до 7 % (пищевики, для сравнения, имеют уровень рентабельности больше 50 %, металлурги, которых серьезно зацепил кризис отрасли, — порядка 2 %).

— Но та же Европа уже давно работает на 3-5 процентах, — поясняет Денис Антонов. — Там это стабильный, уравновешенный уровень, который говорит о здоровой экономике. А у нас в стране почему то до сих пор ждут окупаемости вложений за два года и сверхприбылей…

Рынок гибкий и сам по себе: кто то из издателей может предложить низкие цены. Например, появляется много цифровых типографий, где оборудование, наподобие промышленного струйного принтера, в разы дешевле, — а заказчику, тем более с малыми тиражами, при этом не столь важно качество… Печатая тираж до тысячи экземпляров, ставку можно сделать на качественное распространение — из рук в руки. Не благоволит сейчас издателям и рыночная конъюнктура. Читательская способность падает — к сожалению, это уже тенденция, характерная для традиционных бумажных носителей.

— Можно, конечно, на следующий год всем разослать прайсы с ценами, которые помогут выйти на уровень рентабельности 25-30 процентов, но все откроют их и скажут нам, что это совсем уж несерьезно… — пожимает плечами Денис Антонов.

Курс, который сегодня взяло издательское дело, в целом, оптимизма не вызывает: идет падение по тиражам, у многих изданий уменьшилась полосность. А этим летом, на фоне традиционного падения деловой активности, произошел еще и нестандартный скачек вниз. Пока типографии не могут понять из-за чего, анализируют. Но уверены они в одном: теория о том, что рекламодатель ушел в Интернет — это миф. Реклама там работает значительно хуже. Либо российские технологи пока просто не научились создавать в сети такой продукт, который бы вызвал у людей доверие. А это нарабатывается годами.

— Мы рассчитывали, что в сентябре-октябре выйдем на рабочие объемы, но этого нет, — говорит наш собеседник. — В таком виде, в котором типографии существуют сейчас, думаю, просуществуют еще около 5 лет. И все это время бизнес, скорее всего, будет идти по нисходящей. После часть заказчиков уйдет, а в каждой нише (к примеру, по бесплатному распространению) останутся только крупные и сильные игроки.

Пока же типографии заняли выжидательную позицию и прощупывают рынок. Вкладываться в расширение и модернизацию сейчас довольно рискованно: инвестиции могут попросту себя не отбить. В любом случае — все будет зависеть от того, как поведут себя медиаменеджеры, и какой тираж потребуется завтра. А время подготовиться у типографий есть — за одну пятилетку, как мы помним, можно свернуть горы. Главное, чтобы результат на этот раз был реальным.

Фото Вячеслава Шишкоедова

За помощь в организации съемки мы благодарим ЗАО «Прайм Принт Челябинск».

 

Чтобы не останавливаться, типографии нужно иметь запас материалов, пул заказчиков и службу техподдержки

 

Ориентировочно рентабельность предприятий, печатающих офсетный полноцвет, — до 7 %

 

В условиях экономической нестабильности типографии заняли выжидательную позицию и прощупывают рынок

 

 

Основное конкурентное преимущество типографий — это мощность в производственном выражении и скорость

 

Поделиться

Публикации на тему
  • 09.07.2025 | 13:51
    Дело в роботах. Что показал Южный Урал на главной промышленной выставке страны

    В Екатеринбурге прошла юбилейная Международная промышленная выставка «Иннопром». В пятнадцатый раз на площадке собрались ведущие промышленные предприятия со всей страны, а также иностранные делегации. В этом году гостями выставки стали Саудовская Аравия, Китайская Народная Республика, а также страны СНГ. Свой павильон на «Иннопроме» представил и Южный Урал. Его смысловым ядром стала промышленная роботизация.

  • 09.07.2025 | 12:36
    «Видение» на пять лет вперед

    В августе исполнится 80 лет со дня создания атомной промышленности России.

Новости   
Спецпроекты