Информационные продукты челябинских компаний смогут «выправить» бюджет

18 Ноября 2013
Информационные продукты челябинских компаний смогут «выправить» бюджет

Показатели доходности областной казны способны ощутимо улучшить «айтишники». По мнению сенатора от Челябинской области Руслана Гаттарова, сфера настолько развита в регионе, что компании, работающие в ней, могут легко теснить столичных конкурентов.

Показатели доходности областной казны способны ощутимо улучшить «айтишники». По мнению сенатора от Челябинской области Руслана Гаттарова, сфера настолько развита в регионе, что компании, работающие в ней, могут легко теснить столичных конкурентов.

При хороших раскладах у наших программных разработчиков есть все шансы выигрывать многомиллионные тендеры в рамках внедрения «электронного правительства» и ведомственных программ информатизации. Экономический эффект могут дать и промышленники, заказывающие последние разработки, автоматизируя свои основные процессы в конкурентной гонке.

 

Силы в кулак

— Есть идея предложить ИТ-компаниям Челябинска создать некий консорциум, кластер, интересы которого можно было бы лоббировать для участия в больших проектах информатизации на федеральном уровне, — предложил Руслан Гаттаров.

Это лоббирование, по его словам, будет заключаться в том, чтобы наши компании не «оттирали» на начальном этапе, и конкурс проходил максимально честно. Если региону удастся зацепить серьезные ИТ-заказы, прицепом в бюджет пойдут и ощутимые суммы.

— Минимум 100 миллиардов рублей федеральных денег ежегодно тратится на информатизацию ведомств и электронное правительство. Из них примерно 60 процентов расходуется на создание инфраструктуры и около 40 процентов — на программирование и создание новых продуктов. И у Челябинска здесь есть явное конкурентное преимущество, которое поможет привлечь в регион деньги, — обозначил свою позицию сенатор, добавив, что у нас есть возможность создавать более дешевый продукт, так как стоимость жизни — аренды тех же офисных помещений — у нас ниже, чем в Москве, у ключевых конкурентов.

— Следовательно, в сфере ИТ появятся новые рабочие места с зарплатами до 100 тысяч рублей: уровень моржи при производстве программного обеспечения очень высок. Думаю, что примерно 5 миллиардов в течение следующего года будет потрачено в области здравоохранения, — продолжил Руслан Гаттаров. — Десятки миллиардов по году также идут по линии МВД.

Силовое ведомство, напомнил член Совета Федерации, сейчас уже обслуживает миасская компания «Папилон», поставляющая личные идентификаторы. В планах силовиков закупить у наших производителей биометрических решений три технологии распознавания. Они будут в итоге вписаны в электронный паспорт гражданина, для того чтобы понимать, кто въезжает в страну.

— Но таким компаниям тоже нужна поддержка. К примеру, сейчас «Папилон» пытаются «перебить» французы, — отметил Руслан Гаттаров.

В каких то еще проектах, по его словам, регион пока не засветился на федеральном уровне и не участвует в разделе информационного рынка, имея для этого огромный потенциал.

— Создать кластер информационных технологий на уровне региона — это абсолютно жизнеспособная идея, которую мы будем сопровождать, — комментирует Антон Шариков, министр информационных технологий и связи Челябинской области. — Помимо компании «Папилон», есть немало ключевых структур в сфере ИТ. Например, компания «Прикладные технологии» (это крупный оператор по аутсорсингу программных продуктов, в том числе на Запад) и еще ряд компаний, которые можно привлечь, создав некий синергетический эффект.

— Шансы региональных компаний достаточно сильны. Другое дело — были бы возможности решить этот вопрос на федеральном уровне, — поясняет Антон Гончаров, директор лаборатории программных продуктов «АСГОР». — У наших разработчиков нет весомой узнаваемости. Если задаться целью в полной мере присутствовать на рынке автоматизации в масштабах всей страны,  надо работать над имиджем. Основные игроки сейчас — это Москва, Санкт-Петербург и Казань. В последнем случае, думаю, очевидна масштабная поддержка отрасли со стороны властей и серьезные финансовые вливания — от обеспечения ИТ-компаний доступной инфраструктурой до льготных условий налогообложения. Наше конкурентное преимущество пока — это невысокие цены на разработку.

 

Никуда нам не деться от этого

С тем, что без информационных технологий сегодня невозможно выстроить современную модель общения граждан с властями, а предприятий — с заказчиками, сегодня согласились уже все эксперты. И вероятность, что рынок начнет расти в ближайшем будущем как минимум в арифметической прогрессии, стопроцентна.

— Это 5-10 лет назад информационные технологии были космическими, а сейчас они абсолютно земные. Вопрос в том, как их использовать. Показателен пример, когда частные компании готовы охотно инвестировать средства в создание программных продуктов и внедрение технологий — чтобы люди в регионах ими пользовались, — рассказывает Дмитрий Гуртов, директор департамента регионального развития проекта «Информационное общество» ОАО «Ростелеком». — Такой подход помогает формировать долгосрочное сотрудничество на много лет вперед. И в рамках такого сотрудничества экономический эффект настолько колоссален, что помогает сократить затраты при традиционных подходах до 10 раз. Сегодня в сервисах и услугах это применимо больше всего.

Кстати, у региональных игроков все еще есть шанс поучаствовать в разделе большого пирога под названием «электронное правительство». Скорее всего, на условиях субподряда. Именно по такой схеме компания «АСГОР» переводит муниципальные услуги в электронный вид, где подрядчиком выступает компания «Ростелеком». И емкость рынка еще не исчерпана.

— Касательно строительства, во многих регионах уже ставится вопрос о получении разрешений в электронном виде. Это региональная услуга, которая уже реализуется в нескольких территориях, — рассказывает Илья Массух, президент Фонда информационной демократии. — Это не столь популярный сервис, так как касается он только строительных компаний, но с позиции гражданина упрощенная процедура прямо сказывается на стоимости жилья.

— Также обсуждается вопрос: можно ли подключать системы отраслевых предприятий к созданной базовой инфраструктуре государства, — говорит Дмитрий Гуртов. — Ведь потребности гражданина не заканчиваются теми услугами, которое ему оказывает государство. Это и банковский кредит, и выплаты молодой семье, и целый ряд вопросов вплоть до товаров потребления. Может, есть смысл при определенных критериях эффективности допускать организации к инфраструктуре и создавать более комплексные подходы.

Частные компании, отметил эксперт, чтобы быть конкурентоспособными, сейчас также активно автоматизируют так называемую «управленческую деятельность предприятий» и другие процессы. Все мировые новинки внедряются уже через год, после того как выйдут в продажу — иначе компания на глазах начинает отставать от других игроков своего поля деятельности.

— Вкладывать средства в инфраструктуру необходимо сегодня всем компаниям, производящим продукт, — крупным, средним или малым. Это технологии все-таки, инвестиции с долгосрочным эффектом. И их надо рассматривать как часть производственного цикла, — уверен Антон Гончаров.

Притом, говорил он, надо рассчитывать экономику этих вложений исходя из срока окупаемости 3-5 лет. Наиболее успешные проекты могут отбить вложенные средства и за два года. Но в этом случае речь идет исключительно о российских разработках, которые сейчас не уступают западным по качеству, зато, будучи не столь раскрученными и не являясь брендами, отлично конкурируют по цене.

Непосредственно само «электронное правительство» сегодня тоже реализовано не полностью. Шансы побороться за проект у наших компаний еще есть. Но действовать надо очень грамотно. В выигрыше будут те, кто предложит наиболее экономичные и вместе с тем эффективные схемы.

— Я считаю, что за последнее время в инфраструктуру были вложены иногда даже чрезмерные средства, — говорит Руслан Гаттаров. — Хотя сделать эффективные проекты за значительно меньшие деньги — это реально. Это просто дело времени. Когда приходит понимание процесса, и исполнители начинают разбираться в сути технологий, суммы уменьшаются в разы — это мировая тенденция. Если посмотреть, какие бюджеты тратили на ИТ Евросоюз или Южная Корея, — то сегодня это значительно меньшие вливания. От многих вещей приходится отказываться, потому что они не показывают свою эффективность. Но держаться линии внедрения электронного государства все же, считаю, надо. Другое дело, что нужен трезвый подход.

 

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты