Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Союзники по определению

10 Ноября 2012
Союзники по определению

Общественники от бизнеса составили рейтинг муниципалитетов Челябинской области с высоким уровнем развития предпринимательства. С официальных позиций реагировать на этот список ни региональному руководству, ни тем же участникам вовсе не обязательно. Однако, как показывает практика, в регионах подобные оценки не остаются без внимания.

Где на Южном Урале власти дружат с бизнесом?


Общественники от бизнеса составили рейтинг муниципалитетов Челябинской области с высоким уровнем развития предпринимательства. С официальных позиций реагировать на этот список ни региональному руководству, ни тем же участникам вовсе не обязательно. Однако, как показывает практика, в регионах подобные оценки не остаются без внимания.


Рейтинг муниципалитетов — это исследовательский проект медиахолдинга «Опора-кредит». Он реализуется в российских регионах, в том числе  и на Южном Урале, при поддержке общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» и Министерства экономического развития РФ.


В этом году в Челябинской области лучшим муниципальным образованием по итогам рейтинга признали Саткинский район, хорошую административную поддержку бизнеса отметили в Златоусте. В номинации «Малый бизнес — большой рост» победил Усть-Катав. Победителей объявили в Челябинске на недавней конференции, посвященной конкурсу предпринимателей «Бизнес-успех».

 


Альтернативная оценка


Как поясняют организаторы, в оценке территорий учитывались более 100 показателей, характеризующих состояние и развитие малого бизнеса, политики местной власти в этой сфере, инвестиционной активности и ряд других. В расчеты включали, к примеру, количество жителей, занятых в бизнесе, объем налоговых поступлений от предпринимательской деятельности. На результаты влияло наличие в районе или городе предпринимательских объединений, инвестпроектов и площадок, а также разнообразие источников финансирования целевой программы поддержки бизнеса. В выигрышном положении оказались территории, в которых муниципальные закупки работают в пользу малого бизнеса, где существует льготная приватизация недвижимости и другие локальные законы, облегчающие предпринимателям жизнь.


Информацию общественники собирали из разных источников. Это и данные, которые предоставляли сами администрации, и официальная статистика, и оценки программных мероприятий поддержки.


К слову, 9 южноуральских муниципалитетов по неизвестным причинам отказались от участия в конкурсе.


Рейтинг «Опоры России» можно назвать альтернативным областному, в котором победителей определяют по трем группам участников. Как комментируют в региональном минэкономразвития, в 2012 году лучшими муниципалитетами по развитию малого бизнеса стали Челябинск, Саткинский и Увельский районы. Призерами, разделившими вторые и третьи места называли соответственно Магнитогорск, Южноуральск и Чебаркульский район, Златоуст и Пластовский, Нязепетровский и Сосновский районы.


Как видно из итогов, мнения общественников и чиновников сошлись лишь относительно Саткинского района. В остальном — «симпатии» разделились.

Какой рейтинг считать более объективным: общественный либо составленный госструктрурой?

— Все зависит от ангажированности и профессионализма людей, которые выполняют исследование, — считает Александр Тараданов, заведующий кафедрой «Социология» ЧелГУ, доктор социологических наук, профессор. — Довольно часто в руководстве общественных организаций оказываются политики, крупные бизнесмены, заинтересованные в развитии той или иной сферы. Отсюда — возможная подтасовка результатов. Нужный результат можно заложить в саму методику исследования.


— С другой стороны, есть сообщества, которым не интересны ложные итоги, маскирующие проблемы, и таким исследованиям можно доверять, если, конечно, оно проведено качественно, — уверен социолог.

 

Козыри в казне


В любом случае, само появление альтернативных исследований по проблемам бизнеса, которые публикуются и обсуждаются в СМИ, уже складывается в тенденцию, полезную для предпринимателей и, более того, в свете политики брендирования территорий — для власти на местах. Из таких проектов навскидку можно назвать, к примеру, «Барометр деловой активности». Это мониторинг предпринимательских ожиданий — от общественной организации «Деловая Россия». Еще пример — подготовленный изданием Forbes рейтинг городов, лучших для ведения бизнеса. Кстати, Челябинск по итогам 2012 года занимает в нем почетное 3-е место.


Подобное исследование в регионах проводит и «Опора России», организовавшая муниципальный рейтинг. В оценке предпринимательского климата, по словам председателя челябинского отделения организации Александра Калинина, все вертится вокруг семи проблем. Это кадры, финансы, инфраструктура, рынки сбыта, безопасность ведения бизнеса, а также административные барьеры, как одна из центровых точек отсчета для развития бизнес-сообщества на территории.


— Предприниматели и муниципалитеты должны быть союзниками по определению. Малый бизнес работает, как правило, на локальном рынке. Если он выходит за его пределы, то это уже средний и крупный бизнес с совершенно другими финансовыми потоками, — комментирует Александр Калинин. — Важно, чтобы все налоги от малого бизнеса оставались в муниципалитетах.


— Это то, что сделал председатель правительства Московской области Андрей Шаров буквально на втором месяце своего руководства областью — все налоги он оставил в местной казне, — рассуждает Александр Бречалов, первый вице-президент «Опоры России», организатор российского конкурса «Бизнес-успех». — И это правильно.


Тот же подход мы видим сегодня и в Челябинской области, где недавно был принят закон о патентной системе налогообложения. Напомним, с 2013 года доходы от патентов на ведение своего дела будут оседать в муниципальных бюджетах. Это, уверены в областном руководстве, создаст дополнительный стимул для глав городов и районов поддерживать предпринимателей в своих территориях.


Но случается, что и такой ценный козырь, как налоги, нужен далеко не всем муниципальным главам. Есть руководители, которые даже не хотят вступать в «игру».

— Много ситуаций, когда главе муниципалитета все равно, что происходит в территории, это касается и малого бизнеса, — признается Бречалов, добавляя, что Челябинская область — один из регионов, где больше обратных примеров. — Такие выводы мы делаем, промониторив положение дел в 25 тысячах российских муниципалитетов. Так, есть в России территория (не буду называть) с 125 тысячами населения, рядом проходит трасса М4 — и глава при этом говорит, что его муниципалитет дотационный, и ждет, когда подпишут бюджет.

— Поэтому всегда возникает большой вопрос: кто он — глава муниципалитета? У нас есть понимание, что им должен быть либо человек из бизнеса с деловым подходом к управлению, либо — сейчас крамолу скажу, но — человек с правильным организаторским прошлым, возможно, партийным. Знаете, такой мощный функционер, у которого есть четкая стратегия развития территории и понимание, как ее реализовать, — продолжает эксперт.


Мысль общественника вполне понятна, однако кроме малого бизнеса у главы есть еще масса других направлений, в которых по сотням показателей оценивается его работа. С другой стороны — и предприниматели бывают разные — один скрывает обороты от налоговой, другой — жалуется, что его заставляют снести киоск, самовольно установленный на муниципальной земле, третий — работает без регистрации ИП. По мнению специалистов, для того, чтобы взаимоотношения местных администраций и бизнесменов стали прозрачнее, нужен некий системный продукт для их оценки. И сегодня к этому есть предпосылки. На федеральном уровне идет работа над новой системой показателей для оценки эффективности работы как органов исполнительной власти, так и муниципалитетов. По словам экспертов, она позволит ослабить зависимость политики муниципальных администраций, в том числе и в сфере малого бизнеса, от личности главы.

Елена Подольская

 

КОММЕНТАРИЙ

 Ирина Акбашева, замглавы Саткинского района по экономике и стратегическому развитию:


— В муниципальных программах поддержки малого бизнеса мы используем кластерный подход. В районе три рекреационные зоны — это Зюраткуль, Сатка спортивная и Пороги — Айская долина.


К их развитию подход такой: туриста нужно привезти, положить спать и накормить. Причем сервис необходимо создавать с расчетом на разный кошелек — то есть  в районе должны быть гостиницы разного уровня — от туристических кемпингов до звездочных отелей.


Администрация диктует бизнесу, что интересно для развития района. Для этого проводятся маркетинговые исследования, мониторинг. Рассматривая заявку на гранты для малого бизнеса, мы учитываем, сколько рабочих мест предприниматель сохранит или создаст, какие налоги будут поступать в муниципалитет, какую он станет платить заработную плату — это тоже одно из обязательств, которые прописываются в договоре на субсидирование.


В районе сегодня действуют два общественных координационных совета — по развитию бизнеса и по развитию туризма, а также Центр развития предпринимательства. Работает система микрофинансирования проектов.


Кроме того, все муниципальные программы мы формируем с точки зрения инвестпроектов. То есть понимаем, куда вкладываем деньги и зачем. Расставляем приоритеты. Да, торговля хороша. Она сыграла свою роль в развитии малого бизнеса, но при этом нам необходимы новые производства, туристические организации, сельскохозяйственные — словом, все то, что будет способствовать диверсификации экономики моногорода, к которым относится Сатка, и создаст новые рабочие места.


Добавлю, что от предпринимателей есть отдача — уже 26 процентов собственных налогов — это сборы от бизнеса.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты