Профстандарт для студента. В Челябинской области на систему образования спроецируют потребности бизнеса

10 Июня 2016 Автор: Станислав Смирнов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Профстандарт для студента. В Челябинской области на систему образования спроецируют потребности бизнеса

В производственный бизнес Челябинской области внедряют национальную систему профессиональных квалификаций, которая призвана минимизировать проблему качества трудовых ресурсов. Чтобы узнать подробнее об этом механизме, корреспондент «ЮП» встретился с Татьяной Калугиной, гендиректором АНО «Челябинское региональное агентство развития квалификаций» (ЧРАРК).

Поиск баланса

— На прошлой неделе региональный Союз промышленников и предпринимателей обсуждал внедрение нацсистемы профессиональных квалификаций. Что это за система, каковы ее цели?

Калугина-Татьяна.jpg— Национальная система профессиональных квалификаций предполагает сближение системы профобразования и рынка труда. Система профобразования должна не просто выполнять некий госзаказ на подготовку кадров по тем или иным программам, а должна быть заточена на потребности бизнеса и работодателя. Чтобы в большей степени вероятности удовлетворить эти потребности, нужно сбалансировать рынок образования и рынок труда, и этот баланс устанавливается с помощью механизма «рамка квалификации». Это понятие означает, что если человек получил тот или иной уровень профобразования, то он владеет компетенциями, позволяющими ему эффективно работать в той сфере, для которой он учился.

— Но его же нельзя обязать работать исключительно в этой сфере?

— Обязать нельзя, но это вопрос моральной плоскости, мы сейчас не об этом. Мы говорим о потребностях. Если человек пошел учиться по какой‑то специальности и получил рабочую профессию, он должен быть уверен, что рабочее место ему гарантировано. И что его работа будет достойно оплачиваться. А не так, что он просто получит диплом и будет выброшен на рынок, где придется искать работу самостоятельно. Баланс рынка труда и системы профобразования означает подготовку именно тех рабочих, специалистов и управленцев, которые нужны сейчас или понадобятся нашему производству в перспективе.

— То есть от работодателя сейчас нужна какая‑то связь, нужны запросы?

— Совершенно верно. И эти запросы должны быть отражены в новых профстандартах, которые сейчас разрабатываются в каждой отрасли силами работодателей. Профстандарт — это норма требований работодателя к квалификации работника, другими словами, в нем описывается все то, чему должна научить система образования. Сегодня уже разработано 812 таких стандартов. Это новый тип нормативного документа, который заменит тарифно-квалификационную сетку.

— Этот документ не будет иметь прямого отношения к диплому, правильно?

— Никакого отношения не будет иметь. Диплом — это документ об уровне образования или освоения какой‑либо программы профобразования. А профстандарт — это требования работодателя к квалификации выпускника. Поэтому все программы профобразования должны быть приведены в соответствие с профстандартами.

Сертификация квалификаций

— Получается, систему образования ждет большая перестройка?

— Профстандарт должен ориентировать систему образования на разработку образовательных программ с учетом требований работодателей. Понятна идея, да? Уже не просто собственные обучающие программы, а в соответствии с профстандартами. Это непростая задача, поэтому система включает в себя другие элементы. Второй элемент после профстандарта — сертификация кадров, или независимая оценка уровня квалификации работника. Выпускник, независимо от того, красный или синий диплом у него на руках, должен соответствовать профстандарту. А проверять это соответствие будут отраслевые и межотраслевые центры независимой оценки квалификаций. Сейчас такие структуры должны быть созданы в приоритетных для нашего региона отраслях, а это металлургия, машиностроение, строительство, атомная энергетика, ЖКХ. И мы будем создавать такие центры вместе с руководителями предприятий, которые возьмут на себя такую смелость.

— То есть они будут существовать за счет предприятий?

— Пока они будут создаваться, да. А в дальнейшем, поскольку сертификация будет производиться на платной основе, выйдут на самообеспечение.

— Когда человек будет проходить сертификацию — после того как он придет устраиваться на работу, а на предприятии попросят принести документ, подтверждающий квалификацию?

— Это один вариант. Другой путь — пройти процедуру сертификации одновременно с защитой диплома, как это сейчас в строительстве происходит. И тогда выпускник сразу получает все допуски к работе: на высоте, с горячим металлом и так далее. Итак, мы рассмотрели два направления — профстандарты и сертификация. Третий элемент — это аккредитация программ профобразования, которую также будут проводить работодатели. Они и раньше их согласовывали, и под эти программы выдавались контрольные цифры приема в образовательные заведения. Но согласования носили формальный характер, написали «Согласовано», подпись поставили, и все. Теперь система поменяется — только на аккредитованные работодателем программы будет планироваться бюджетный прием, все остальные будут на коммерческой основе.

— Не факт, что работодатели сами достаточно квалифицированы для того, чтобы оценивать и утверждать образовательные программы.

— Безусловно. Но для этого вводится еще один элемент системы — подготовка экспертов. Одни эксперты будут заниматься разработкой профстандартов, другие — аккредитацией центров сертификации квалификаций, третьи — аккредитацией образовательных программ. В нашем регионе такие эксперты уже готовятся в АНО «ЧРАРК» по многим направлениям.

Открытый взгляд

— А как насчет взяточничества? Думаете, это не грозит системе сертификации? И ведь эксперт может закрыть глаза на какие‑то недостатки претендента — он же в центр деньги принес.

— Эксперт не может закрыть, как вы говорите, глаза… Потому что с претендентом на получение сертификата они не знакомы, и в ходе процедуры сертификации могут даже не видеться. Реестр экспертов, конечно, по многим отраслям будет открытый, по отдельным отраслям закрытый. Но выбор экспертов будет осуществляться в закрытом режиме. Кроме того, тесты закладываются в автоматизированные программы, и оценку ставит не эксперт, а машина. Если тебя что‑то не устроило, есть апелляционная комиссия. И, наконец, коррупционная составляющая исключается базовым принципом добровольности сертификации. И кодексом чести эксперта.

— Нередко при устройстве на работу вчерашние выпускники вузов слышат в свой адрес: «Забудьте все, чему вас учили в институте». Насколько сегодня велик разрыв между фундаментальным образованием и необходимыми компетенциями и навыками, требуемыми работодателями?

— Выпускники действительно часто не соответствуют требованиям того производства, куда они пришли устраиваться на работу. Но Валерий Бондаренко (гендиректор ЗАО «КОНАР». — Прим. ред.) правильно же сказал, что если они хотят получить нужный товар, то берут его со второго курса и шлифуют, доводят до выпуска, а потом берут на работу. То есть в систему производственных отношений студент вступает еще на стадии практики. В учебном периоде предусмотрено три практики: учебная, производственная и преддипломная. И если все студенты проходят их на одном и том же предприятии, по одним и тем же лекалам, то узнают за время практики и производство, и социальные меры поддержки, и инфраструктуру. Разве такой работник будет лишним на производстве?

— А что сейчас мешает работодателям работать по такой схеме?

— Мешает то, о чем мы выше говорили — образование и рынок труда функционируют сами по себе. Они как бы параллельно друг другу идут. А рамка квалификации должна их сцепить, сцементировать, создать именно тот баланс, который всем так нужен.

— На заседании СПП Сергей Вайнштейн говорил, что работодателю для решения своих кадровых проблем нужно «одно окно», чтобы было понятно, куда идти и что делать. Возможно ли нечто подобное в принципе?

— Реестр сертифицированных кадров будет обязательно вывешен на сайте РСПП, национального агентства развития квалификаций, отраслевых общественных советов по профквалификациям, на региональном уровне — на сайтах СПП, ЮУТПП и нашего ЧРАРК. Собственно, это и есть «одно окно»: открываешь сайт, заходишь в реестр, выбираешь нужного тебе работника, отправляешь ему приглашение. И для того чтобы решить проблему, тебе не нужен ни министр образования, ни министр экономразвития. Конечно, при условии, что ты доверяешь этим организациям и признаешь правила игры.

Поделиться

17.04.2024 | 17:17
Челябинск представит креативный потенциал Урала

В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

05.04.2024 | 12:22
Алексей Текслер озвучил инициативы по поддержке российских регионов

Глава региона принял участие в совещании, которое провел Владимир Путин.

31.03.2024 | 12:28
В Челябинской области смогут устанавливать правила работы для «наливаек»

Госдума расширила полномочия регионов для борьбы с такими торговыми точками.

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

Новости   
Спецпроекты