Челябург или Екателябинск? Для агломерации большого Урала нужна высокая скорость

12 Июля 2017 Автор: Олег Гошев, Андрей Темников Фото: Вячеслав Шишкоедов
Челябург или Екателябинск? Для агломерации большого Урала нужна высокая скорость

Строительство высокоскоростной магистрали Челябинск — Екатеринбург позволит создать третью по величине агломерацию в России и кардинально изменить жизнь двух регионов.

Родом из СССР

Заседание Ассоциации экспертных клубов УрФО на тему «Регионы-соседи: конкуренция и сотрудничество» прошло в свердловском Доме журналистов. Место встречи было выбрано неслучайно. Также как и приглашенные для обсуждения эксперты. Предваряя разговор вице-губернатор Свердловской области Александр Высокинский, сделал акцент, что участие журналистов, блогеров, политологов и общественников в обсуждении проекта необходимо.

— Практика разработки и реализации стратегических планов показывает, что это невозможно без участия экспертного совета СМИ. Говорю не о подготовке и публикации материалов, — рассуждал Александр Григорьевич. — Мы возвращаемся к нормальным советским подходам, разработке идеологии проекта.

В Свердловской области журналисты, которых там любя называют «специалистами по опиуму для народа», с 2000-х годов вместе с экспертами в финансовой, экономической и научной сферах и представителями власти одновременно включаются в обсуждение, вынося его в общественную плоскость.
И идея, которую вынесли на обсуждение Ассоциации экспертных клубов, также родом из СССР.

— Мы говорим об Уральском промышленном узле, который был в советское время. Он есть и сейчас. Это Екатеринбург, Челябинск и Пермь, — отметил Высокинский. — И сейчас мы ищем общие пути создания общей агломерации.

Вице-губернатор обозначил, что навязываемую нам еще в 90‑е годы теорию рыночной экономики, согласно которой конкуренция между регионами будет двигать экономику вперед, уже признали ошибочной. Нам нужна не конкуренция, а сотрудничество. Сотрудничество двух уникальных по промышленному потенциалу регионов. Уникально и их географическое положение — два города-миллионника расположены на расстоянии 200 километров. И обсуждается вопрос создания агломерации не двух городов, а двух областей.

О необходимости ухода от конкуренции в пользу сотрудничества двух крупнейших городов Урала говорил и Сергей Филичкин, медиаменеджер, директор областной газеты «Южноуральская панорама». Он подчеркнул, что является коренным челябинцем и отношения его родного города и Екатеринбурга всегда были борьбой. Соперничество останется и дальше, но главное, чтобы конкуренция была добросовестная. Эксперты не утверждали, что у скоростной дороги будут пассажиры только в одну сторону. Свои плюсы есть и у Челябинской области. Есть у нас перинатальный центр, кардиоцентр… Приезжайте, рожайте, поправляйте здоровье. Есть у нас школа «Трактора». Это тоже станет заманчивой перспективой для мальчишек Среднего Урала.

Сокращая время

Создание уральской агломерации —  вопрос решенный. Дело только во времени ее образования. Она и сейчас уже получает эволюционный вектор движения. Движения навстречу друг другу. Высокинский отметил, что коттеджные поселки мегаполисов все больше сокращают дорогу между городами. И вот уже вместо 200 километров остается порядка 60 километров неосвоенных территорий. В свое время даже предлагали построить между областными столицами большой транспортный порт, который бы стал общими воздушными воротами.

Строительство высокоскоростной магистрали позволит развивать территории вокруг обоих городов и увеличит рынок труда. В зоне двухчасовой доступности окажутся порядка 3,2 миллиона человек.

— Экономисты говорят, чем быстрее движется транспорт, тем быстрее развивается экономика, — резюмировал Высокинский. — Этот транспорт будет лететь со скоростью 300 километров в час. И надо говорить об экономических подходах, а потом уже о механизмах реализации. Таких проектов на территории наших областей с таким уровнем инвестиций еще не было.

Сейчас проект находится на этапе определения размера инвестиций и схемы финансирования. Как сообщил гендиректор хозяйственного партнерства «Уральская скоростная магистраль» Сергей Бревнов, экспертами были проработаны восемь вариантов трассировки, и для дальнейшей проработки принят один, который предполагает движение из Екатеринбурга в Челябинск с четырьмя остановками для высокоскоростных поездов. «Отмечу, что на магистрали будут курсировать два вида поездов. Высокоскоростные со скоростью до 300 километров в час, которые будут останавливаться в Екатеринбурге, Кольцово, Баландино и Челябинске, с дальнейшей возможностью выхода на Астану. И второй тип поездов — это ускоренные региональные, которые будут двигаться до 200 километров в час, у них две дополнительные остановки, это Сысерть и Снежинск», — уточнил Сергей Бревнов.

Напомним, идея создания ВСМ Челябинск — Екатеринбург предполагает строительство высокоскоростной железнодорожной линии, которая позволит перевозить пассажиров и грузы из одного города в другой за 1 час 10 минут. По прогнозам, пассажиропоток линии во второй год эксплуатации составит 2 млн 150 тыс. человек. Проект магистрали планируется реализовать в рамках частной концессионной инициативы по принципу государственно-частного партнерства. Для его воплощения было создано хозяйственное партнерство, в которое вошли Челябинская и Свердловская области, РВМ Капитал.

Агломерационный эффект

«Если Екатеринбург и Челябинск будут развиваться по отдельности, они будут конкурентны только на уровне Урала. Построив ВСМ, мы можем стать третьей агломерацией в стране после Москвы и Санкт-Петербурга», — отметил вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров.

По его мнению, только ВСМ может обеспечить мощный агломерационный эффект, благодаря которому Челябинск и Екатеринбург смогут улучшить свои позиции в гонке за инвестиции и качество жизни. «Нередко приходится слышать, что альтернативой проекту могло бы стать расширение и модернизация трассы М5 на участке между Челябинском и Екатеринбургом. Но если даже мы построим еще одну автодорогу, соединяющую два областных центра, это, конечно, будет дешевле, чем ВСМ, но даст агломерационный эффект в 10-15 раз меньше», — подчеркнул спикер.

Руслан Гаттаров также указал на практику крупных европейских городов, где акцент был сделан на передвижение по автомагистрали, но время пути из одного города в другой не удалось серьезно сократить — быстро и без помех проехав по трассе, автомобилисты встают в пробку на въезде в город.

По словам вице-губернатора Свердловской области Александра Высокинского, с развитием технологий большее количество новых жителей притягивают территории, которые дают людям высокое качество жизни, уровень доходов, сервиса. «Товарооборот по Свердловской области составляет 1 трлн 50 млрд рублей, и лишь небольшую долю внутреннего спроса мы обеспечиваем сами. Например, около 10 млрд рублей в год мы тратим на стройматериалы для ремонта в хрущевках, а у себя производим до 10 % используемых отделочных и строительных материалов, 20 млрд расходуем на обувь, создаем 1-2 %, 60 млрд рублей — на одежду, а выпускаем 2-3 %. Мы теряем сотни миллиардов рублей налогов и рабочие места, которые уходят в другие территории. Промышленный потенциал Екатеринбурга и Челябинска на базе согласованной стратегии позволит городам стать крупнейшей точкой экономического роста, надежным плацдармом развития нашей страны на Восток», — прогнозирует Высокинский.

Южный и Средний Урал могут стать мощной точкой роста на карте России, но в одиночку выполнить эту задачу будет сложнее, отмечает Александр Высокинский. «Города, как магниты, притягиваются друг к другу, челябинские представители работают на рынке Екатеринбурга, происходит объединение экономических систем. Мы должны действовать и разрабатывать этот проект вместе», — сказал Высокинский, подчеркнув, что никто никого «насильно в свадьбу не тянет».

Сам механизм реализации проекта агломерации будет обсуждаться позже. Также как и формы ее образования. Будет ли это слияние городов или мегаполисы останутся в прежних границах, это уже вторично. И не так важно, как будет называться центр будущей уральской агломерации: Челябург или Екателябинск.

Воля имеется

По мнению челябинского политолога Александра Мельникова, у обеих сторон есть уверенность, что проект ВСМ полностью оправдан с экономической точки зрения и практически реализуем силами частных инвесторов в сжатые сроки (2023-2024 годы).

«Свердловские власти (именно через призму агломерации) с деятельным интересом включились в реализацию проекта ВСМ, — написал Мельников в своем ЖЖ. — Все разговоры о том, что эту историю тянет только Челябинская область, однозначно не соответствуют действительности. Сегодня в этом вопросе есть полное взаимопонимание между властями обоих регионов. Принципиальные решения приняты на уровне глав регионов Дубровского и Куйвашева, полномочия по практической проработке проекта делегированы вице-губернаторам Гаттарову и Высокинскому. Если раньше какие‑либо идеи сближения Екатеринбурга и Челябинска упирались в отсутствие политической воли, то сегодня таковая политическая воля безусловно имеется».

По оценке экспертов, внутренний региональный продукт Свердловской и Челябинской областей еще на стадии строительства может увеличиться на 85 миллиардов рублей. Сопоставимая цифра, а это около 90 миллиардов рублей, станет дополнительным доходом в региональный бюджет ежегодно. Строительство ВСМ Челябинск — Екатеринбург планируют начать в 2020 году. И уже через три-четыре года поезда пойдут по маршруту агломерации.

Поделиться

Сегодня | 14:38
Как обеспечивают развитие горнодобывающей отрасли на Южном Урале

Промышленники, ученые и представители власти обсудили перспективы по добыче полиметаллов в России.

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

Новости   
Спецпроекты