Денис Драгунский о Чехове, блоге и языке современных подростков

13 Сентября 2021 Автор: Беседовала Юлия Поздеева Фото: пресс-служба Центрального Дома литераторов
Денис Драгунский о Чехове, блоге и языке современных подростков

Скоро в Челябинске состоится II Всероссийский литературный форум #РыжийФест.

Приближается II Всероссийский литературный форум #РыжийФест – с 24 по 26 сентября всех любителей качественной литературы и интеллектуального досуга ждет настоящий праздник: книжные новинки (еще не поступившие в магазины нашего города), творческие мастер-классы, лекторий, дискуссии, читки пьес, художественные выставки и встреча с известными авторами. Например, с писателем Денисом Драгунским.

Денис Драгунский – журналист и писатель (Москва). Автор четырех пьес и сценариев к четырем кинофильмам. Кандидат философских наук (2002), автор множества публицистических и научных статей, переведенных на английский, немецкий, итальянский и японский языки. Финалист конкурса «Книга года» (2009, книга рассказов «Нет такого слова») и Премии И. П. Белкина (2013, повесть «Архитектор и монах»).

Работал в журналах «Век ХХ и мир», «Дружба народов», «Итоги», «Новое время». Главный редактор научного журнала МГИМО «Космополис» (2002–2009) и газеты партии СПС «Правое дело» (2004–2007). Колумнист интернет-издания Газета.Ru.

Сын детского писателя Виктора Драгунского, прототип героя его «Денискиных рассказов».

Писать прозу начал в 57 лет. С 2009 года издал 22 книги – сборники рассказов, эссе и четыре романа. Признанный мастер короткой прозы; по словам Дмитрия Быкова, «наш главный новеллист».

В 2020 году в «Редакции Елены Шубиной» (АСТ) в серии «Проза Дениса Драгунского» вышли роман «Богач и его актер» и сборник рассказов «Третье лицо»; в сентябре 2021 г. выходит книга рассказов «Обманщики».

– Есть такое клише: фотография писателя на фоне книжного шкафа. Какие книги из вашей домашней библиотеки непременно попали бы в кадр?

– Это книги, которые я люблю, которым я благодарен и которые я регулярно перечитываю: получается не такой уж короткий список. Прежде всего Чехов – мой самый любимый писатель, весь, от начала до конца, включая черновики и письма. Повести Льва Толстого. Гоголь. Стихи английских поэтов. Автобиографическая и «краеведческая», если можно так выразиться, проза Стендаля (меня приучил к ней отец, спасибо ему). Старинные европейские и восточные новеллы, ведь я работаю именно в этой традиции – короткие рассказы с крутым сюжетом и неожиданным финалом. Современные английские авторы – Хоум, Коупленд и Уэлш. И, конечно, русские мемуары, старые и современные. Сейчас издается много воспоминаний – и знаменитых людей, и безвестных наблюдателей истории (кстати говоря, последние порой пишут интереснее, поскольку не оглядываются на свою репутацию). А на закуску немного древних авторов, греческих и римских – как дань студенческой молодости.

 – Ваши записи в «Фейсбуке» – это просто блог, творческая лаборатория, из которой потом выходят сборники рассказов, или какой-то особый жанр?

– И то, и другое, и третье. Блог – это не просто! Прежде всего это платформа для публикации моих рассказов, непременно с обратной связью. У меня более 60 тысяч подписчиков, поэтому отклики бывают быстрые и разнообразные. Далее, это читательская конференция, где я отвечаю на вопросы и, бывает, на ходу редактирую сам себя. Ну и наконец, сам формат блога заставляет писать коротко и внятно.

– Можно ли сказать, что интернет вызвал появление каких-то новых литературных форм?

 – Пока нет. Текстовый поток, как в блоге – давнее изобретение. Это и Василий Розанов в начале ХХ века, и японка Сэй-Сёнагон в Х веке. Но я чувствую – скоро возникнет нечто, сформированное именно цифровой спецификой. Возможно, это будет роман – диалог в реальном времени, где речь автора будет сплетаться с речью читателя и критика, фаната и оппонента. Возможно, появится «вики-роман» как коллективное творчество. Возможно, будут фанфики, создаваемые отчасти с помощью искусственного интеллекта.

 – Вы владеете несколькими языками, а понимаете ли вы язык современных подростков?

 – Да, конечно, понимаю. Нет ничего трудного в том, чтобы выучить два десятка слов подросткового жаргона. Но это мне незачем. Взрослым не нужно понимать язык подростков (да и вообще вдаваться в подростковые проблемы). Наоборот, это подросткам нужно понимать язык взрослых и учиться решать взрослые вопросы. Почему? А потому что подростком человек бывает максимум 5 лет, а взрослым – минимум 50 лет. Видишь на улице солидного тридцатилетнего дядю с ребенком в коляске и с женой под руку, на лице дума о работе, зарплате, кредите, ипотеке – и вдруг понимаешь, что он каких-то 10 лет назад был подростком.

– С какой аудиторией вам легче общаться: с детьми или со взрослыми?

– На детские темы (связанные с «Денискиными рассказами» моего отца Виктора Драгунского) – с детьми. А на взрослые темы – со взрослыми.

– Вы когда-то вели курсы для молодых авторов. Можно ли выучиться на писателя?

 – Конечно, можно. Учатся же актеры, художники, музыканты (не только исполнители, но и композиторы). Есть множество секретов ремесла, которые начинающий писатель должен обязательно освоить, и ему можно – даже нужно! – в этом помочь. Разумеется, прежде всего необходим талант – но ведь и в художественный вуз, и в консерваторию тоже без таланта не поступишь.

II Всероссийский литературный форум #РыжийФест пройдет в Челябинске c 24 по 26 сентября. Его организаторы – Союз журналистов Челябинской области, при поддержке Фонда президентских грантов и Публичной библиотеки.

Напоминаем, что в это же время в Центре международной торговли состоится традиционная Южноуральская книжная ярмарка, главная тема которой – открытые коммуникации.

Заходите на сайт рыжийфест.рф, подписывайтесь на социальные сети #РыжегоФеста и ЮУКЯ (совсем скоро мы представим программу предстоящих событий) и будьте в курсе всех новостей.

Информационный партнер событий – медиахолдинг «Гранада Пресс»

0+

Поделиться

15.03.2024 | 11:31
Пьеса за четыре дня. Как появился метеорит на сцене театра

Молодой драматург Ринат Ташимов (Москва), подаривший Челябинску пьесу «Я — метеорит», убежден, что его творческое видение совпадает с позициями Камерного театра. Значит, продолжение следует. Предвидятся новые совместные проекты театра и автора. Какие? Поживем — увидим.

13.03.2024 | 15:15
Завораживая голосами. Главное наследие Валерия Михальченко

Челябинский камерный хор, которым руководит Ольга Селезнева и который носит имя своего создателя, отмечает полувековой юбилей. Красивая дата, и прелесть в том, что можно праздновать не один день. Коллективы в одночасье не рождаются. Они создаются трудно, кропотливо, трепетно и довольно долго.

Новости   
Спецпроекты