След в будущее. Эпос о советском атоме на Южном Урале занял 21 комнату
Это выставка «Звенящий след», созданная в поселке Сокол благодаря программе арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале.
- «Дразнилка» в реке. Кыштым получил новую скульптуру в центре города
- Как учить неизведанному. Четыре арт-резиденции на Южном Урале
«Звенящий» проект
— Для Челябинска и поселка Сокол это первый опыт участия в Уральской биеннале, и опыт очень интересный. Благодаря этому в Челябинской области появились интересные объекты современного искусства, которые становятся достопримечательностью отдельной территории и, конечно, способствуют развитию творчества в первую очередь молодых южноуральцев. У жителей нашего региона есть запрос на современное искусство, а у участников арт-резиденций есть интересные темы, которые стали результатом изучения Челябинской области. Вообще, приход Уральской биеннале заставляет многих молодых людей задаться вопросами: «Могу ли я это сделать сам? Как это сделать? Из чего это сделать?» Если ребята благодаря тому, что они видят, начнут повторять, а потом и вырабатывать свой стиль и при этом генерировать интересные образы и мысли, это здорово, — комментирует Вадим Евдокимов, заместитель губернатора Челябинской области.
Поселок Сокол мало кому известен. Места́ чудесные: в 1930-х здесь построили санаторий НКВД, во время войны переоборудовали его в госпиталь, великолепные конструктивистские здания стоят до сих пор. В конце 1945 года на Урале стали разворачивать атомный проект, в Соколе учредили «Лабораторию Б». Ее задача — исследовать влияние радиации на живые организмы и разрабатывать средства защиты. Так среди живописнейших южноуральских озер в условиях маниакальной секретности поселили осколки растоптанной и ошельмованной советской генетики.
В 16:22 29 сентября 1957 года на химкомбинате «Маяк» (от Сокола совсем недалеко) произошла авария. Технологическая вода, насыщенная радиоактивными элементами, вскипела, разорвала емкость. Паровое облако поднялось в атмосферу и, то поднимаясь, то опускаясь к земле, двинулось на северо-восток. Восточно-Уральский радиационный след (ВУРС) — так это потом назвали. Совершенно секретная катастрофа. Страшнее только Чернобыль.
«Звенеть» у дозиметристов — это когда счетчик Гейгера надрывается.
Выставка Павла Отдельного «Звенящий след» в Соколе, фото Анны Марченковой
«Звенящий след» — выставка в Соколе, посвященная «Лаборатории Б», ВУРСу и советскому атому. Никаких рейтингов нет, но, кажется, этот проект — самый сильный из числа девяти арт-резиденций шестой Уральской индустриальной биеннале. Одно из подтверждений тому — он попал в престижный раздел «Выбор критиков» влиятельного международного журнала о современном искусстве Artforum.
Место и смыслы
— Все началось, когда я побывал на пятой биеннале. Я в современном искусстве ничего не понимаю, но смотрю: люди ходят, людям нравится. Так почему бы и мне не сделать что-нибудь такое же, чтобы и ко мне люди приехали? Вышел с таким предложением. Осенью 2020 года команда арт-резиденций впервые приехала сюда, посмотрели это здание, я им выложил всю историю, и мы договорились сделать какой-нибудь совместный проект, — рассказывает Алексей Липатников.
Липатников — дозиметрист и пожарный со стажем в 28 лет. Волею судеб он стал владельцем одного из тех великолепных конструктивистских зданий. Оно стремительно разрушается. Он хочет его сохранить.
Выставка Павла Отдельного «Звенящий след» в Соколе, фото Анны Марченковой
— Когда я впервые приехал в Сокол, я просто обалдел от истории этого места, настолько много там всего переплетено. Плюс, конечно, Алексей очень хорошо умеет в это погрузить. Я сразу же понял, что в Сокол надо звать Павла Отдельнова, это художник, который силен в исследовательских проектах, он очень хорошо работает с местом и со смыслами, которые это место окружают. При этом он достаточно прост в донесении своей мысли, — вспоминает куратор программы арт-резиденций Владимир Селезнев.
— После того как я сделал большой проект «Промзона», посвященный моему родному городу Дзержинску [и его химическим производствам], Володя Селезнев позвал меня сюда. Я согласился, за несколько месяцев перелопатил кучу литературы. Мы с Володей запланировали сделать инсталляцию на пять комнат. В марте [2021 года] я, уже подготовленный, впервые приехал в Сокол, чтобы набраться впечатлений, потому что когда читаешь книжки или статьи, то все кажется каким-то виртуальным, и обязательно надо подойти и потрогать вживую. Когда я приехал и увидел своими глазами эти коридоры, в каждом из которых по десять комнат, подумал: а не замахнуться ли мне на все десять? И вот с начала апреля и до осени у меня фактически не было никаких выходных, если честно, никогда прежде я так интенсивно не работал. В итоге проект разросся до 21 микрораздела. Потому что тема огромная, не раскрытая и, что главное, не имеющая художественных образов, — признается Павел Отдельнов.
Обладание атомом
— Сегодня можно говорить, что атом мирный. Но все, что происходило в 50-х годах [было направлено на создание атомного оружия], и произведения, связанные с этой тематикой, всегда оказывают большое эмоциональное воздействие на современного зрителя. Проект Павла Отдельнова реализован в поселке Сокол, там сохранилась атмосфера того времени, и, когда попадаешь в это место, оно само оказывает сильное влияние, а если ты видишь историю, талантливо рассказанную художником с помощью живописи, инсталляции, аппликации, звука, света, то впечатление многократно усиливается. А еще на экспозиции «Звенящий след» хорошо понимаешь, какая это была трагедия для многих людей, — рассуждает Вадим Евдокимов.
Не только была. Она есть, она остается.
Выставка Павла Отдельного «Звенящий след» в Соколе, фото Анны Марченковой
— Тема этого проекта — цена, которую людям, животным и растениям пришлось заплатить за обладание атомом. Тот след, о котором я говорю, имеет отношение и к сегодняшнему дню, и к нашему будущему, потому что мутации накапливаются и могут проявиться в следующих поколениях, — уточняет Павел Отдельнов.
А что же местные? Их историями об освоении атома не удивишь.
— Ходят, и с большим интересом. Плюс сами рассказывают много любопытного: у всех местных есть свои личные истории, связанные и с Течей (загрязненная радиоактивными отходами река. — Прим. ред.), и с ВУРСом, и с заводами… Я постоянно сам узнаю что-нибудь новое и тут же пересказываю это следующей группе экскурсантов. «Звенящий след» — это целостный рассказ, который передает нашу общую историю. И люди, мне кажется, идут не столько на искусство — люди идут на эту историю. И приносят с собой свои личные сюжеты, — поясняет Алексей Липатников.
Автор этих строк и сам был свидетелем, как вокруг картин Отдельнова начинался водоворот из воспоминаний.
Выставка Павла Отдельного «Звенящий след» в Соколе, фото Анны Марченковой
— В разговоре на эти темы прежде было две полярные позиции: либо крик ужаса, мол, катастрофа и апокалипсис, либо сухое хронологическое перечисление технических и научных достижений. А у Павла Отдельнова вышла человечная история, нарратив через людские судьбы. Он, конечно, все равно получился очень драматичный, но это не крик и не вопль. И, что еще важно, это не поиск виноватых, — анализирует продюсер программы арт-резиденций Анна Акимова, она сама родом из этих мест.
В ноябре выставку разобрали: холст-масло не любит отрицательных температур. Картины Отдельнов увез в Москву. К весне он подготовит авторизированные печатные копии, и в мае «Звенящий след» откроется снова, уже бессрочно.
Поделиться