Свой путь. Почему «культура отмены» не сломила нашу страну
По мнению челябинских режиссеров, писателей и музыкантов, Россия только упрочила свои позиции в мировом культурном пространстве.
Вместе с экономическими санкциями нашей стране пришлось пережить еще один удар, нанесенный теперь уже по культуре и национальным идеям. ВЦИОМ изучил отношение россиян к политике «отмены» отечественной культуры в странах Запада. Так, 53 % опрошенных обеспокоены попытками некоторых западных государств изъять российскую культуру из публичного пространства. В то же время 30 % россиян считают, что права в культурной сфере необходимо защищать, а главное, привлекать внимание к этой проблеме в СМИ. Против ввода зеркальных санкций и «отмены» западной культуры высказались 73 % респондентов.
В то же время на фоне культурных санкций в некоторых сферах начали происходить позитивные перемены. К примеру, в российской литературе из тени вышли Михаил Тарковский из Сибири, поэт и философ Николай Зиновьев из Краснодарского края.
— Недавно Владимир Путин наградил актера, поэта и автора песен Михаила Ножкина орденом Александра Невского, а писателю Николаю Дорошенко первый замглавы администрации президента вручил медаль «За заслуги перед Отечеством». Раньше мы могли об этом только мечтать, — отмечает председатель челябинского отделения Союза писателей России Олег Павлов.
По его мнению, культурные санкции сбросили все маски. Писатели, которые были на слуху и представляли нашу страну за рубежом, оказались иноагентами, получавшими заграничное финансирование. «Культура отмены» расчистила дорогу новым талантливым и перспективным именам.
— Как можно запретить русскую классику за рубежом: Пушкина, Гоголя, Достоевского? Солженицына запретили, хотя раньше он был ими принят. Со временем это пройдет, главное — не уподобляться им и не запрещать читать хорошие образцы западной классики, — считает Олег Павлов.
На мажорный лад
Когда началась вакханалия со всевозможными отменами, западная пресса сообщила о введенных запретах на исполнение музыки Чайковского и Шостаковича. Генеральный директор Челябинской государственной филармонии Алексей Пелымский говорит, что, общаясь со многими заграничными артистами и музыкантами, ничего подобного от них не слышал.
— Мы входим в международную фольклорную ассоциацию IGF, где представляем национальное искусство России. Нас оттуда не вычеркнули, а даже наоборот, предоставили отсрочку по уплате членского взноса. Не получилось в этом году внести платеж вовремя по техническим причинам, — рассказывает Алексей Пелымский.
Руководитель челябинской филармонии сообщил о том, что несколько зарубежных артистов отказались приезжать в Челябинск из-за неудобной и дорогостоящей логистики. По этой же причине сорвались гастроли челябинских артистов в Австрию и Германию.
— У нас было отменено несколько концертов, но не из-за санкций, а из-за сложностей, связанных с перелетом. По объективным причинам у нас не состоялось несколько гастролей. Но чтобы артисты прямо отказывались лететь в Россию, такого не было. Недавно наш художественный руководитель и главный дирижер Адик Абдурахманов по обменным гастролям летал в Мексику, там дал четыре концерта. А мексиканский дирижер приезжал к нам выступать, — говорит Алексей Пелымский.
Свое кино
В российском кинематографе культурные санкции ударили по самому больному — по кадрам. Несколько лет назад при поддержке Минкульта России в 19 вузах страны, в том числе в челябинском институте культуры, в одночасье закрыли специалитет по режиссуре кино и телевидения и вместо него ввели бакалавриат. Сегодня стало понятно, что профессиональных кинематографистов в регионах остро не хватает.
— Надо сделать так, чтобы молодой человек, к примеру, из Кыштыма, имел возможность приехать в Челябинск, получить качественное кинообразование и заказ на съемку фильма, который бы потом поступил в прокат. Для этого надо поддержать кинообразование: вернуть специалитет и бюджетные места, — уверен заведующий кафедрой режиссуры кино и телевидения Челябинского государственного института культуры, руководитель челябинского регионального представительства Союза кинематографистов России Николай Тележников.
Эта тема сейчас широко обсуждается наверху. Николай Тележников отмечает, что воспитание своих кадров — дело небыстрое, но нужное. Эффект от работы отечественная отрасль почувствует только через десятилетия. В то же время благоприятные условия развития в нашей стране созданы для производителей кино. Государственные фонды и Минкульт выделяют серьезные деньги для съемок фильмов на определенные темы.
Фото из архива редакции
Поделиться