Соло на коклюшках. Российские мастера показали, кто на что горазд

4 Октября 2022 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Соло на коклюшках. Российские мастера показали, кто на что горазд


В Челябинске состоялся VIII Всероссийский конкурс мастеров традиционных ремесел и народных художественных промыслов «Урал мастеровой». Впервые он прошел в городе в 2008 году и за это время для тех, кто сохраняет народные традиции и культуру, стал одним из самых популярных в России.

На самом деле среди хранителей традиций, мастеров народных промыслов южноуральский регион слывет развитым центром культурного наследия. Различных мероприятий, конкурсов и выставок, больших и маленьких, здесь проходит очень много. Самый масштабный — Бажовский фестиваль. Но он представляет собой большой праздник, создающий добрую атмосферу и хорошее настроение. Что же касается «Урала мастерового», то это солидный конкурс профессионального мастерства. Участие в нем считается делом престижным и придает умельцам определенный статус. Сюда всякого рукастого не возьмут, только достойных и только лучших.

Сам фестиваль проходит раз в два года, но работа над ним не прекращается никогда. Организаторы ведут поиск участников, находят новые имена и новые, пока здесь невиданные творческие направления, бытующие в определенных регионах или даже селах России. Каждый конкурс преподносит открытия, и на сей раз он сполна оправдал ожидания участников и зрителей, пришедших узнать, что творят в разных точках большой страны.

Урал_фото_Людмилы_Ковалевой_17171.jpg

Чем дольше, тем больше

Восьмой конкурс «Урал мастеровой» оказался самым большим по числу заявившихся участников. В конгресс-холле отеля «Малахит» собралось более 80 мастеров из соседних регионов и отдаленных от Урала городов и поселений. Набралось одиннадцать конкурсных номинаций: роспись по металлу и дереву, резьба по дереву, ручное ткачество, плетение из лозы, художественная обработка бересты, ручная вышивка, лоскутное шитье, текстильная кукла, кружевоплетение, гончарное дело, набойка по ткани.

В индивидуальном конкурсе мастерам предстояло раскрыть тему «К истокам». А в командном первенстве, в котором приняли участие представители Курганской, Омской, Свердловской, Самарской, Кировской, Челябинской областей и Пермского края, участники выполняли задание на тему «Уральское этно».

Говорят, что бесконечно можно смотреть, как горит огонь и как течет вода. К этому можно добавить и «как работает мастер». Это очень увлекательное действо. Тем более можно наблюдать весь процесс рождения изделия, от нуля до состояния полной готовности.

Урал_фото_Людмилы_Ковалевой_17214.jpg

Его величество кружево

Кружевоплетение — вершина женского рукоделия. Необыкновенной красоты изделия, придающие праздничность любой одежде, всегда на Руси ценились очень высоко. Существует огромное множество способов плетения кружев. На конкурсе мастерицы создавали узоры с помощью коклюшек. Валик, иголочки, коклюшки и мастерство — все, что надо для создания кружева. Деревянные палочки-катушки каким-то удивительным образом быстро перебираются в женских руках, приятно постукивая, как будто звучит мелодия. Казалось бы, постигнуть это ремесло невозможно.

— Возможно. Было бы желание и хороший педагог, — считает участница конкурса, жительница челябинского поселка Новосинеглазово Александра Каптел. — Я благодарна за уроки Елене Артюшкиной (заведующая отделом художественных ремесел Челябинского центра народного творчества. — Прим. авт.). Я за ней долго бегала: «Научите!» Она сжалилась: «Ладно, приходи, потихонечку буду рассказывать». И еще счастливый случай. Живет в Челябинске уникальная женщина Тамара Дмитриевна Бородулина, рукодельница, владеющая этим видом творчества. Ей уже за восемьдесят, глаза стали хуже видеть. Она мне подарила оборудование, чтобы я продолжила традицию. И я под началом Елены Ивановны стала плести кружева на коклюшках. Сегодня я это показываю детям. Они тоже хотят это делать. Во всей моей одежде присутствует кружево. И мне не нужны бриллианты. Я держу коклюшки в руках, и это уже счастье.

Урал_фото_Людмилы_Ковалевой_17146.jpg

Заслуга Петра I

Если продолжить тему кружев, конкурс дал нам повод вспомнить еще один, довольно редкий вид рукоделия. Его элементы, фартучки у куклы, можно было заметить в изделиях мастерицы из Самарской области Людмилы Курушиной. Точнее, это не кружево, а филейно-гипюровая вышивка. Выполняется она на сетке, поэтому внешним видом кружеву не уступает.

— Ее появление на Руси — заслуга Петра I, — поясняет Людмила Викторовна. — Он увидел эту технику в Голландии и привез оттуда двух мастериц в Покровский монастырь в селе Хотьково. В Самару это кружево привезла Надежда Афанасьевна Тазова. Была у нас такая знаменитая мастерица. Она издала книги, организовала школу. Я училась у педагога, которая, в свою очередь, училась у нее. И вот так традиция поддерживается. И теперь мы считаем, что есть самарское филейно-гипюровое кружево, наш вид рукоделия. Люди уходят из жизни, а после них остаются вышитые изделия. Куклы дают им вторую жизнь. Это ли не истоки?

Урал_фото_Людмилы_Ковалевой_17196.jpg

Сокровище с чердака

Народные промыслы когда-то на Руси появились по необходимости. В современном мире нет такой нужды. Все есть в магазинах. Изделия ручной работы из предметов обихода постепенно становятся объектами экзотики, произведениями искусства. Их создают и покупают для души, как память о детстве и тепле бабушкиных рук. Мастерицы признаются: если однажды сядешь за ткацкий станок, расстаться с ним уже будет невозможно. И как это уложить в логику? Тканей полно, паласы стоят недорого. Выбирай что хочешь! А ручное ткачество развивается.

— Наш Увельский район славится ткачихами, — рассказывает участница конкурса из села Кичигино Татьяна Тетюева. — Но в нашем селе я пока одна. Мне повезло: я одиннадцать лет проработала в Увельском доме народного творчества, училась у именитой ткачихи Татьяны Охотовой. Но в Кичигино открылся новый культурно-досуговый центр, и меня позвали туда работать. Уже поставили станки, будем учить ткачеству односельчан. Мы работаем на старых станках, найденных на чердаках и в подвалах. Восстанавливаем их. Это дешевле, чем покупать новые. Современные стоят очень дорого. Кроме того, на станках с историей интереснее работать. Представляешь, как кто-то на них когда-то ткал. Несмотря на то что у меня русская фамилия, корни уходят к пермским татарам. И я на ткацком станке сделала столешник по национальным мотивам. Подошли люди, которые занимаются исторической реконструкцией, посмотрели на мою работу, сразу определили — пермские татары. Наверное, есть генетическая память.

Урал_фото_Людмилы_Ковалевой_17184.jpg

Родом из Богородского

Каждое уважающее себя солидное мероприятие должно сделать что-то, о чем можно говорить со словом «впервые». Так вот, впервые гостеприимный Челябинск принимал у себя носителей традиции богородской игрушки. Организаторам удалось заполучить жительницу села Богородское, расположенного вблизи Сергиева Посада Московской области, Валентину Филипповну Вайсеро и ее ученика. В селе до сих пор изготавливают знаменитые деревянные игрушки в традиционной стилистике. Сюжеты берут из современной жизни, но не забывают бытовые сценки, которые были популярны много-много лет назад. К примеру, до сих пор пользуется спросом подвижная фигурка «Кузнецы». Та самая, где крестьянин и медведь поочередно бьют кувалдами по наковаленке. Эта игрушка — символ богородского промысла, часть герба поселка. Среди долгожителей — «Курочки», полянка, на которой замерли пять хохлаток. При движении руки птички оживают и начинают весело клевать зернышки. Из современных сюжетов забавно выглядит человечек, который дубасит по компьютерной клавиатуре. Возле стола с такими игрушками все время толпился народ. Некоторым посчастливилось приобрести игрушки, о которых когда-то все знали не только в России, но и в европейских странах.

Урал_фото_Людмилы_Ковалевой_17172.jpg

Возможность сказать о сокровенном

Тема конкурса «К истокам» задела за живое, и за шесть часов работы мастерам о многом пришлось подумать. Ручная работа позволяет думать. И это еще один ее плюс.

— Когда семью моего отца раскулачивали, разрешили взять швейную машину, — комментирует свою работу в технике лоскутного шитья Валентина Манюк из Омска. — И папа мне рассказывал, что она всех кормила. Сестра шила, а родители вещи меняли на продукты. Прошло много лет, и теперь швейная машинка кормит меня. Я сшила чехол для швейной машины. Хорошая тема, и конкурс замечательный. Я здесь в четвертый раз. Люблю Челябинск и его жителей.

— Я взяла тему бажовских сказов, — раскрывает свою идею мастерица из Кирова Наталья Вагина. — Для меня Урал ассоциируется с ними. Я здесь в первый раз. Сбылась моя мечта. Мне не надо ни моря, ни Турции. Я душой отдыхаю здесь.

— Истоки для меня — это мои предки, моя деревня, моя родина, традиции, обряды, — говорит жительница Свердловской области Динара Хакимова. — Чему нас учили, тому и мы учим своих детей и внуков, чтобы жизнь продолжалась, чтобы все хранили чистоту, добро и мир в наших домах.

P.S. Конкурс закончился. Итоги подведены. Победителей много, а проигравших нет совсем. Участники простились на два года. С их работами можно будет познакомиться на выставке «Знак, символ, значение…», которая откроется 24 октября в Челябинском областном центре народного творчества. (6+)

photo_2022-10-03_01-23-33.jpg

Урал_фото_Людмилы_Ковалевой_17170.jpg

Урал_главное_фото_Людмилы_Ковалевой_17163.jpg

Урал_фото_Людмилы_Ковалевой_17192.jpg

Урал_фото_Людмилы_Ковалевой_17144.jpg

Поделиться

Сегодня | 12:26
Встречаем «Лекаря…». Премьера Челябинского камерного театра выше ожиданий

«Лекарь поневоле» Мольера в стилистике площадного театра масок — довольно смелый эксперимент. И даже риск. Но это тот самый риск, который позволяет выпить шампанское за прекрасную премьеру, ставшую настоящим предновогодним подарком и зрителям, и артистам.

Вчера | 16:14
К 200-летию Островского в Челябинске ставят балет «Бесприданница»

Впервые пьеса «Бесприданница» выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского будет рассказана языком танца. Новый балет создается при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации.

Сегодня | 12:26
Встречаем «Лекаря…». Премьера Челябинского камерного театра выше ожиданий

«Лекарь поневоле» Мольера в стилистике площадного театра масок — довольно смелый эксперимент. И даже риск. Но это тот самый риск, который позволяет выпить шампанское за прекрасную премьеру, ставшую настоящим предновогодним подарком и зрителям, и артистам.

21.11.2022 | 12:01
После Питера. Челябинский детско-юношеский симфонический оркестр покорил Северную столицу

Созданный чуть больше года назад коллектив начал свою гастрольную историю.

Новости   
Спецпроекты