В Челябинске Юрий Башмет провел репетицию детско-юношеского симфонического оркестра
Наблюдать за репетицией маэстро не менее интересно, чем слушать, как он играет на альте.
Как летящие кенгуру
Оркестровые дети с большим трепетом отнеслись к возможности поработать с таким мастером. Они заранее разместились на сцене, разыгрывались и ждали. Для репетиции выбрали произведение Петера Мартина «Венеция», которое зрители воспринимают с особым трепетом. Мастер задерживался – дети ждали на сцене, отказываясь немного прогуляться и отдохнуть.
Как оказалось, Юрий Башмет незадолго до гастролей в Челябинске, травмировался. Что особенно прискорбно, пострадала правая рука и поездка далась ему с некоторыми трудностями. Но! Артист всегда остается артистом! Мастер приехал, и репетиция началась. Дети ловили каждое слово маэстро, старательно выполняли то, что он советовал. Прозвучали некоторые технические подсказки, но главное, маэстро говорил о том, что музыканты должны меньше показывать старания, а больше испытывать счастье от исполнения.
Он привел забавный пример австралийских кенгуру, во время бега которые едва касаются земли. Они как будто летают. А вот старые кенгуру, Юрий Абрамович изобразил это на сцене, вяло передвигаются, почти не отрываясь от земли. «Кенгуру убегают, порхая! Вот и вы должны так играть, - сказал музыкант. - Вы слишком скованны в движениях, зажаты. Держитесь свободнее!».
Они играют красивую музыку
- Я уже говорил, что ваша детская филармония уникальная. Я нигде в России больше такого не видел, - сказал журналистам после репетиции Юрий Башмет.
- Вы сказали, что лучше всего обстоит ситуация с альтами?
- Да! (Смеется). Потому что их нет. Это довольно забавно: поскольку нет альтов, играют третьи скрипки. Этого я нигде в мире еще не видел. Но есть такая практика у детей: начинают заниматься на скрипке, а потом уже играют на альте.
- Мастерство детей оцените?
- Я так понимаю, что с ними много уже работали. Они заучили свои партии, поэтому наблюдается такая собранность. И потом они играют красивую музыку! И их хорошо учат, это же видно. Меня спросили, нужно ли помочь с инструментарием, я полагаю, что это не самое важное. Они звучат на простых инструментах, когда будут играть на хороших, их возможности раскроются еще больше. Есть другая проблема, они перебиваются с нотами. Даже партитуры нет!
«Конечно, для репертуара такого состава оркестра нот очень мало, - подтвердила директор филармонии Татьяна Денисова. – Но сейчас мы проводим конкурс среди композиторов. В ноябре он завершается. Поступило много заявок всероссийского уровня. И таким образом мы будем решать эту проблему».
Развитие продолжается
Маэстро уехал, а художественный руководитель и дирижер оркестра Валерий Уткин отправился к детям, чтобы продолжить репетицию. На бегу сообщил, что, он уверен: такие встречи для детей бесценны.
«Огромное спасибо Юрию Абрамовичу, - сказал Валерий Николаевич, - потому что весь год к нам приезжали специалисты из Москвы, которые занимались с детьми на гобое, на скрипке, флейте, на разных инструментах. Трубач прекрасный приезжал. Это большая поддержка, поэтому и рост есть. Для детей встреча с таким музыкантом - это счастье. Они очень ждали, что Юрий Абрамович приедет. Это дополнительный рывок, чтобы и дальше развиваться».
Поделиться