Юрий Башмет представил «Фантастическую Кармен»
В тот вечер, 19 октября, на сцене Челябинского театра оперы и балета им. М. Глинки сошлись звезды.
Впервые «Фантастическая Кармен» была показана на Сочинском зимнем фестивале искусств Юрия Башмета в 2015 году. Прошло достаточно времени, но до сих пор непохожий ни на один другой спектакль воспринимается и зрителями, и творческим ансамблем как премьера. Он сложный, его показывают редко, но всегда с полной отдачей и особым волнением, как в первый раз. Идея постановки родилась в фантазиях гениального альтиста, а воплотилась она на сцене стараниями драматурга Михаила Палатника и режиссера Павла Сафонова.
Надо вспомнить
Получилась постмодернистская история, основанная на новелле Проспера Мериме, опере Жоржа Бизе «Кармен» и «Кармен-сюите» Родиона Щедрина и Жоржа Бизе. Кроме того, в сюжете прослеживается влияние Достоевского и Шекспира. Как можно было так гармонично вместить сложнейший замес в одну историю, известно только создателям спектакля. Но на выходе получился шедевр, каждый показ которого становится незабываемым событием, заставляющим задуматься: почему любовь, божественное чувство, призванное нести радость и счастье, разрушает и приводит к кровавым последствиям? Такие истории встречались, когда писал свою новеллу Проспер Мериме. Трагичные последствия любви случаются в современном мире. Может, это и не любовь вовсе? И Бог к ней не имеет никакого отношения?
Авторы перенесли историю в сегодняшнее время. Действие происходит в лечебнице для душевнобольных, в которую в состоянии шока, с амнезией поступает знаменитый режиссер Хосе, убивший свою возлюбленную, талантливую актрису Карменситу. Бред, галлюцинации, сны… Постепенно, мистический доктор выводит его из беспамятства, и Хосе восстанавливает череду событий. Он наблюдает за всем происходящим как бы со стороны и к финалу спектакля осознает весь ужас того, что совершил. А изменить уже ничего невозможно.
Не буквальный Мериме
Режиссер постановки Павел Сафонов признается, что у него особое отношение к этому спектаклю. Там есть любовь, много смысла и все идет по кругу.
— Спектакль интересно придуман и композиционно сложен, — говорит режиссер. — В нем есть энергия драматического спектакля, оперы и балета. И все эти формы гармонично сосуществуют. Мы его играем редко, и каждый показ приносит удовольствие, потому что это действительно фантасмагорическая история. Она связана с любовью и трагедией. Помимо всего разрушительного в этой любви, мы в ней старались отыскать и красоту, и смысл. За счет этой формы старались подарить зрителю историю о поиске гармонии, сказать о том, что жизнь и любовь — они бесценны.
— Любовь и страсть — это же разные понятия? Об этом спектакль?
— Да. Но у нас заход постмодернистский, а не совсем буквальный Проспер Мериме. Хосе, забыв от шока, вспоминает, перерабатывает всю эту историю. Опера и балет — как безумные сны в его мозгу вспыхивают, и он проигрывает ситуацию, связанную со страстью и безумием. Но к финалу, мне кажется, он приходит ближе к тому, что называется любовью, осознает, что он потерял. Уходя от призраков, которые носятся в его голове, и от того, что он имел право и хотел ее тело, Хосе приходит к тому, что он ее все-таки очень любил. И поэтому в финале звучит увертюра. История идет по кругу с беспощадной частью любви, сводящей людей с ума.
Опыт с продолжением
— Мы играем этот спектакль восемь лет, — продолжает Павел Сафонов. — У нас иногда меняется состав. Вместо Михаила Трухина на роль Хосе очень успешно вошел Илья Шакунов. Я вот балуюсь немножко своей первой профессией актера, играю роль доктора. В оперной части тоже случаются замены. К сожалению, Максим Пастер, наш оперный Хосе, ушел из жизни. Мы ввели молодого солиста оперы, очень талантливого Игоря Онищенко.
— Ольга Ломоносова, она же в прошлом балерина, это ей помогает?
— Мы используем ее возможности. В самом характере ее героини все равно движение. Она не спорит с Екатериной Шипулиной (балетная Карменсита), но она двигается в своей грации. Хотя основная ее функция драматическая.
— Каково это — работать с Юрием Башметом?
— Счастье! «Фантастическая Кармен» — это первый наш с ним спектакль и знакомство. Мы тогда еще с ним притирались. Но постепенно срослись и сделали еще много других спектаклей. Он гениальный музыкант, а любой гений немножко ребенок. Он сам рассказывал: начинает на нас смотреть на репетиции и так увлекается историей, что иногда забывает, когда ему вступать. Мы его очень любим, потому что без его оркестра, без его музыки, без его участия это все было бы невозможно.
Справка «ЮП»:
В спектакле «Фантастическая Камен» заняты драматические актеры Ольга Ломоносова, Илья Шакунов и Павел Сафонов; солисты балета Екатерина Шипулина, Руслан Скворцов и Александр Волчков; солисты оперы Ирина Шишкова, Олег Цыбулько, Игорь Онищенко.
Поделиться