Юрий Башмет представил «Фантастическую Кармен»

29 Октября 2023 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Юрий Башмет представил «Фантастическую Кармен»


В тот вечер, 19 октября, на сцене Челябинского театра оперы и балета им. М. Глинки сошлись звезды.

Звезды оперы, балета и драматического искусства. Место в оркестровой яме занял Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Зрители и слушатели предвкушали увидеть и услышать нечто удивительное и не обманулись. Удивление всегда происходит, когда на Южный Урал приезжает музыкальный фестиваль знаменитого альтиста, народного артиста СССР Юрия Башмета. В этом году он проводился в шестой раз. И каждый год помимо потрясающих музыкальных концертов маэстро привозит произведения, в которых участвуют мастера слова. На этот раз он расширил границы фестиваля, представив полноценный спектакль, который объединил оперу, балет, драматическое искусство и величайшую классическую музыку.

Впервые «Фантастическая Кармен» была показана на Сочинском зимнем фестивале искусств Юрия Башмета в 2015 году. Прошло достаточно времени, но до сих пор непохожий ни на один другой спектакль воспринимается и зрителями, и творческим ансамблем как премьера. Он сложный, его показывают редко, но всегда с полной отдачей и особым волнением, как в первый раз. Идея постановки родилась в фантазиях гениального альтиста, а воплотилась она на сцене стараниями драматурга Михаила Палатника и режиссера Павла Сафонова.

photo_2023-10-20_09-13-35.jpg

Надо вспомнить

Получилась постмодернистская история, основанная на новелле Проспера Мериме, опере Жоржа Бизе «Кармен» и «Кармен-сюите» Родиона Щедрина и Жоржа Бизе. Кроме того, в сюжете прослеживается влияние Достоевского и Шекспира. Как можно было так гармонично вместить сложнейший замес в одну историю, известно только создателям спектакля. Но на выходе получился шедевр, каждый показ которого становится незабываемым событием, заставляющим задуматься: почему любовь, божественное чувство, призванное нести радость и счастье, разрушает и приводит к кровавым последствиям? Такие истории встречались, когда писал свою новеллу Проспер Мериме. Трагичные последствия любви случаются в современном мире. Может, это и не любовь вовсе? И Бог к ней не имеет никакого отношения?

Авторы перенесли историю в сегодняшнее время. Действие происходит в лечебнице для душевнобольных, в которую в состоянии шока, с амнезией поступает знаменитый режиссер Хосе, убивший свою возлюбленную, талантливую актрису Карменситу. Бред, галлюцинации, сны… Постепенно, мистический доктор выводит его из беспамятства, и Хосе восстанавливает череду событий. Он наблюдает за всем происходящим как бы со стороны и к финалу спектакля осознает весь ужас того, что совершил. А изменить уже ничего невозможно.

фото_Людмилы_Ковалевой_27445.jpg

Не буквальный Мериме

Павел-Сафонов.JPGРежиссер постановки Павел Сафонов признается, что у него особое отношение к этому спектаклю. Там есть любовь, много смысла и все идет по кругу.

— Спектакль интересно придуман и композиционно сложен, — говорит режиссер. — В нем есть энергия драматического спектакля, оперы и балета. И все эти формы гармонично сосуществуют. Мы его играем редко, и каждый показ приносит удовольствие, потому что это действительно фантасмагорическая история. Она связана с любовью и трагедией. Помимо всего разрушительного в этой любви, мы в ней старались отыскать и красоту, и смысл. За счет этой формы старались подарить зрителю историю о поиске гармонии, сказать о том, что жизнь и любовь — они бесценны.

фото_Людмилы_Ковалевой_27452.jpg

— Любовь и страсть — это же разные понятия? Об этом спектакль?

— Да. Но у нас заход постмодернистский, а не совсем буквальный Проспер Мериме. Хосе, забыв от шока, вспоминает, перерабатывает всю эту историю. Опера и балет — как безумные сны в его мозгу вспыхивают, и он проигрывает ситуацию, связанную со страстью и безумием. Но к финалу, мне кажется, он приходит ближе к тому, что называется любовью, осознает, что он потерял. Уходя от призраков, которые носятся в его голове, и от того, что он имел право и хотел ее тело, Хосе приходит к тому, что он ее все-таки очень любил. И поэтому в финале звучит увертюра. История идет по кругу с беспощадной частью любви, сводящей людей с ума.

фото_Людмилы_Ковалевой_27450.jpg

Опыт с продолжением

— Мы играем этот спектакль восемь лет, — продолжает Павел Сафонов. — У нас иногда меняется состав. Вместо Михаила Трухина на роль Хосе очень успешно вошел Илья Шакунов. Я вот балуюсь немножко своей первой профессией актера, играю роль доктора. В оперной части тоже случаются замены. К сожалению, Максим Пастер, наш оперный Хосе, ушел из жизни. Мы ввели молодого солиста оперы, очень талантливого Игоря Онищенко.

— Ольга Ломоносова, она же в прошлом балерина, это ей помогает?

— Мы используем ее возможности. В самом характере ее героини все равно движение. Она не спорит с Екатериной Шипулиной (балетная Карменсита), но она двигается в своей грации. Хотя основная ее функция драматическая.

photo_2023-10-20_09-13-36 (3).jpg

— Каково это — работать с Юрием Башметом?

— Счастье! «Фантастическая Кармен» — это первый наш с ним спектакль и знакомство. Мы тогда еще с ним притирались. Но постепенно срослись и сделали еще много других спектаклей. Он гениальный музыкант, а любой гений немножко ребенок. Он сам рассказывал: начинает на нас смотреть на репетиции и так увлекается историей, что иногда забывает, когда ему вступать. Мы его очень любим, потому что без его оркестра, без его музыки, без его участия это все было бы невозможно.

photo_2023-10-20_09-13-34 (2).jpg

Справка «ЮП»:

В спектакле «Фантастическая Камен» заняты драматические актеры Ольга Ломоносова, Илья Шакунов и Павел Сафонов; солисты балета Екатерина Шипулина, Руслан Скворцов и Александр Волчков; солисты оперы Ирина Шишкова, Олег Цыбулько, Игорь Онищенко.

Поделиться

23.07.2024 | 12:03
Пламя в степи. Фестиваль исторической реконструкции вновь прошел на Аркаиме

Более двух с половиной тысяч гостей посетили фестиваль «Пламя Аркаима», который в восьмой раз прошел в Брединском районе. Колесо истории прокатилось в этот раз из каменного века в эпоху бронзы и дальше в новое время к стрельцам XVII века и зарубежным походам императора Александра I.

20.07.2024 | 18:48
Сказки без штампов. Какие эскизы могут стать спектаклями на большой сцене

Завершилась работа четвертой режиссерской лаборатории замыслов «Контур. Сказки» в Челябинском молодежном театре.

16.07.2024 | 11:04
Эффект музыки. Чем запомнился второй день «Курчатов-феста»

Организаторы главного культурного челябинского события лета 2024 года абсолютно не волновались за его творческую часть. И звезды, и программа — все самое лучшее, все как любят истинные поклонники классического искусства.

12.07.2024 | 11:48
Не по нотам. Как в Челябинске стартовал «Курчатов-фест»

А ведь это был даже не выходной, а будний день недели, 11 июля. И довольно позднее время начала концерта, 20:00, сулило большие проблемы с возвращением домой. Однако, несмотря на эти неудобные бытовые детали, к назначенному часу на площади Науки в столице Южного Урала стали собираться зрители.

Новости   
Спецпроекты