Пишем музыку. Почему композиторы на Южном Урале — редкая профессия

26 Ноября 2023 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Пишем музыку. Почему композиторы на Южном Урале — редкая профессия


Челябинское отделение Союза композиторов России отпраздновало сорокалетие. Юбилей отметили представители действительно очень редкой профессии. В Челябинской области проживает около 3,5 млн человек. На такое огромное число жителей приходится только 6 официальных композиторов и 4 музыковеда.

Юбилей — это повод не только поздравить тех, кто сочиняет музыку, и тех, кто способен определить ее ценность, но и заглянуть в закулисье их жизни. Пишут ли они сегодня? И как — для души или по заказу? Исполняются ли их сочинения или дожидаются своего часа в нижнем ящике стола? Быть востребованным — это самое важное для представителя этой профессии, в официальном статусе которого есть свои парадоксы и нестыковки. У всех шести наших юбиляров в дипломах значится профессия «композитор», а вот в трудовых книжках — нет. Они могут работать аранжировщиками, музыкальными руководителями, преподавателями — кем угодно, но только не композиторами. И только в свободное от основной работы время становятся теми, кем им предназначено быть по диплому, по дару и по желанию.

фото_Людмилы_Ковалевой_28172.jpg

Ноты и квоты

Павел-Левадный фото_Людмилы_Ковалевой_28183.jpg— Да, это уникальная профессия, — соглашается ответственный секретарь Союза композиторов России Павел Левадный (Москва), который специально приехал в Челябинск, чтобы поздравить своих южноуральских коллег. — И далеко не во всех регионах есть отделения союза. В Челябинске оно образцовое, потому что здесь композиторы создают музыку. А самое главное, эта музыка звучит. Наш союз объединяет не только композиторов, но и музыковедов. Это очень важно, потому что если они не напишут о композиторе, то он выпадает из обоймы. В Челябинске очень сильные музыковеды. В рамках юбилейных событий прошла двухдневная Всероссийская конференция музыковедов. Я сам композитор и пианист. И мне не всегда нравится слушать конференции теоретиков, но здесь это было очень интересно.

— Композитор — это профессия, но ни у одного из них в трудовой книжке это не обозначено. Почему?

— Потому что в России не было такого профстандарта. Консерватории выпускали композиторов, присваивали им соответствующую квалификацию, но дальше они не могли работать по своей профессии. Однако буквально летом этого года Министерство культуры РФ и Союз композиторов России по поручению президента РФ разработали и ввели в действие этот профстандарт. , Кстати говоря, первый легальный российский композитор уже появился, это Николай Бирюков. Он поступил на работу в Белгородскую филармонию как композитор. Хотя всю свою жизнь там работал, но теперь он это делает в официальном статусе.

— Союз композиторов не формальная организация? Он нужен?

— Очень нужен! Это та организация, которая помогает исполнить написанное. Вот мы сейчас пришли на концерт Камерного хора имени Валерия Михальченко, слушаем произведения челябинских композиторов. Вчера был потрясающий концерт в институте культуры. Союз — это обмен опытом. Ты слушаешь, что делают твои коллеги. Когда проходят совместные мероприятия, знакомишься с творчеством композиторов других регионов. Союз дает возможность сочинениям звучать в разных городах, на разных фестивалях. Мы сами помогаем себе оставаться на плаву и не даем профессии утонуть в пучине проблем. Тот же профстандарт. У композиторов он появился, а у писателей нет. Наш союз бился и пробился. У писателей, видимо, такой консолидирующей силы не хватает. Мы получаем гранты, по нашей инициативе и при поддержке Минкультуры РФ создана программа «Ноты и квоты», в рамках которой союз оплачивает композитору, причем по очень достойному тарифу, создание произведений по заказу исполнителей. И эти произведения гарантированно и многократно будут исполнены.

фото_Людмилы_Ковалевой_28176.jpg

Принять к исполнению

В 2012 году Челябинская государственная филармония и Челябинское объединение Союза композиторов России учредили премию «Классическое музыкальное наследие Южного Урала». Эта Полина-Сергеенко-фото_Людмилы_Ковалевой_28169_Полина Сергиенко.jpgнаграда ежегодно присуждается за выдающие произведения, яркие проекты и вклад в развитие музыкальной культуры региона. В этом году победителем признана молодой композитор Полина Сергиенко, автор блестящих проектов для детей и юношества.

— Действительно, я молодой композитор, — говорит Полина. — Хотя в союзе уже 20 лет. Я ученица нашего прославленного композитора, основоположника композиторской школы на Южном Урале Анатолия Кривошея. Кроме того, я выпускница исторического первого выпуска композиторского отделения ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского. Мне повезло: когда наступило время ехать учиться в Санкт-Петербург или в Москву, в Челябинске аккредитовали эту специальность. И я осталась получать образование здесь, у Анатолия Давидовича. Я нисколько не пожалела. Самое главное, у нас в городе много коллективов, которым нужны наши сочинения. В Москве где-то даже сложнее. Коллеги говорят: знаю, что напишу музыку, а она не будет исполнена. А нас играют и нас хотят играть. Нас мало, и в этом есть свои плюсы жизни не в столице.

— Самые интересные проекты?

— Мюзикл «Тайна хозяйки Медной горы». Мы его делали в пандемию на основе сказов Бажова. В ДК ЖД шел хореографический спектакль «Под алым парусом мечты». В Детской филармонии Камерный хор им. Валерия Михальченко исполнил «Сказочные песни для смелых ребят». А еще мы поставили спектакль «Обалдеть, какая опера» по «Сказке о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина. Много проектов, и все очень увлекательные.

фото_Людмилы_Ковалевой_28174.jpg

Балет по заказу

Фамилии челябинских композиторов часто значатся в афишах концертных залов и театров областного центра. В начале сезона на сцену концертного зала имени Сергея Прокофьева с Татьяна-Шкербина-фото_Людмилы_Ковалевой_28182.jpgтриумфом, спустя 15 лет, вернулась хореографическая притча «Аркаим». Музыку к балету написала председатель Челябинского отделения СК России Татьяна Шкербина. Огромное счастье испытывает автор, когда слышит аплодисменты зала, ощущает его мощную энергетику и благодарность за прекрасную музыку.

— На самом деле наша организация одна из самых счастливых, — говорит Татьяна Юрьевна. — Рядом с нами живут и работают музыканты, которые очень тонко чувствуют нашу музыку и доносят ее до слушателей. Мы счастливы, потому что региональное министерство культуры и сам министр Алексей Бетехтин поддерживают наши проекты. Руководитель Челябинской филармонии Алексей Пелымский всегда открыт для творческих и идей. Мало того, они еще и заказывают музыку. Балет «Аркаим» — это же заказ! Много лет назад ко мне обратился Алексей Николаевич вместе с бывшим худруком ансамбля танца «Урал» Борисом Соколкиным с предложением написать музыку к спектаклю. Я на самом деле тогда очень испугалась, потому что никогда не писала балет. Страшно! А про себя думаю: слабо, что ли? Пойду и сделаю! Эта была первая ласточка. А сегодня из этих ласточек собралась целая стая. Мы пишем — нас играют. Мы самые счастливые композиторы России.

Поделиться

24.02.2024 | 17:17
Два Фауста в году. Опера Шарля Гуно на челябинской сцене звучит в новой версии

Сложные составные многометровые декорации доставляют в челябинский театр оперы и балета с дальнего склада и собирают несколько дней. Но монтажные проблемы полностью оправдываются масштабностью запоминающейся постановки.

23.02.2024 | 17:36
Черным цветом. В Челябинске представили лучшие гравюры Альбрехта Дюрера

Прекрасный музей на набережной Миасса. Уютный зал, мягкий свет, камерная обстановка. Звучит орган. Молодые люди встречают гостей в костюмах эпохи Возрождения.

23.02.2024 | 17:36
Черным цветом. В Челябинске представили лучшие гравюры Альбрехта Дюрера

Прекрасный музей на набережной Миасса. Уютный зал, мягкий свет, камерная обстановка. Звучит орган. Молодые люди встречают гостей в костюмах эпохи Возрождения.

21.02.2024 | 13:27
Спектакли для друзей. Камерные мудрости режиссера Олега Хапова

Без него невозможно представить театральную жизнь Южного Урала. Конечно, она и в этом случае шла бы своим чередом и была насыщенной событиями. Но в ней не хватало бы тонких нюансов, каких-то красок, того, что «немного нервно», а главное, его важного и содержательного диалога со зрителем.

Новости   
Спецпроекты