Сразу два Щелкунчика. Челябинцы увидели новую постановку балета

В 69-м театральном сезоне Челябинский театр оперы и балета им. М.И. Глинки продолжает удивлять своих поклонников.
На челябинской сцене в нынешнем году появилась непривычная трактовка одного из самых знаменитых балетов Петра Ильича Чайковского. Премьера балета-феерии в постановке народной артистки РФ Татьяны Предеиной состоялась в театре оперы и балета им. М.И. Глинки в конце декабря прошлого года. Новая хореография стала вариацией на тему классической постановки Василия Вайнонена, созданной в тридцатых годах XX века в Ленинграде. Но в челябинском театре поменялся не только хореографический текст спектакля. В основе — обновленная версия либретто по мотивам знаменитой сказки Гофмана. Автором либретто также стала Татьяна Предеина.

В спектакле появились сцены, которых не существовало на челябинской сцене в прошлой постановке «Щелкунчика». Изменения зритель замечает с первых же тактов первого действия балета. Появились марш, детский галоп, танец родителей и гостей, битва мышей и солдатиков. Балетмейстер Татьяна Предеина нашла новые подходы, чтобы максимально раскрыть потенциал балетной труппы нашего театра.
— Изначально в постановках Василия Вайнонена участвовали дети, — комментирует Татьяна Предеина. — Мы решили возродить эту традицию. Каждое выступление на большой сцене — важная практика и огромное счастье для юных артистов. Когда-то и я начинала свою карьеру с партии маленькой Маши. В то время я еще училась в Пермском хореографическом училище. Навсегда мне запомнились хореографический текст той партии и ощущения от огромной тяжелой куклы Щелкунчика, которого я не могла удержать в руках.

Появились в спектакле новые персонажи, больше стало оживающих кукол: Арлекин, Коломбина, арапчата. В первом действии Щелкунчик больше не игрушка, созданная бутафорами, теперь это артист балета. А значит, появились новые хореографические номера, есть что поиграть, есть что протанцевать. В партии Щелкунчика-куклы попеременно выходили молодые артисты балетной труппы Денис Гайноченко и Данил Уразаев. Во втором действии появилась Матушка Жигонь, которая восхищает публику не только своей эмоциональностью, но и удивительным костюмом. Такие характерные персонажи особенно удаются солисту балета Юрию Федину, который в «Щелкунчике» исполняет несколько партий.

— Обновленная хореография запоминается быстро, — рассказывает исполнитель партии принца Щелкунчика Алексей Шакуро. — В некоторых моментах получилось небольшое упрощение для солистов: за счет привлечения молодых артистов в первом действии меньше нагрузки на исполнителей главных партий. Немного изменились финальные сцены, внимательные зрители почувствуют разницу. В целом сценическое время у артистов увеличилось: больше стало показов «Щелкунчика» в новогодние каникулы, работаем каждый день по два спектакля. Приятно, что зрители приходят, поддерживают нас аплодисментами, дарят море положительных эмоций.
Много танцевальных номеров, а значит, и прекрасной практики появилось у молодых танцовщиков. В обновленной постановке «Щелкунчика» активно работают более сорока учащихся Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского. Юные артисты выходят в партиях снежинок, детей, пчел, бабочек, конфеток. Постановкой детских танцев занималась хореограф Юлия Репицына.

В «Щелкунчике» Татьяны Предеиной в каждом спектакле по два артиста исполняют партии Мари и Франца. Практически полностью первое действие создается силами молодых артистов Ульяны Фатьяновой, Юлии Хрусталевой, Тамерлана Валиахметова, которые исполняют партии детей — Мари и Франца. Второе действие отдано ведущим исполнителям Лири Вакабаяси, Екатерине Хомкиной-Сафроновой, Виктории Дедюлькиной, Кубанычу Шамакееву, Алексею Шакуро, которые перевоплощаются в Мари-принцессу и принца Щелкунчика.
Из-за высокой плотности спектаклей солисты меняются. Например, если утром Екатерина Хомкина-Сафронова выходит в партии куклы во французском танце, то в этот же день вечером она уже в партии взрослой Мари.

— Перед каждым спектаклем мы с партнером стараемся проходить некоторые связки, — делится Екатерина Хомкина-Сафронова. — Воспринимаю новую хореографию как более академичную по духу. Мари-принцесса для меня схожа с волшебной хрустальной статуэткой. Все движения должны быть максимально выверены, отточены позы, положения рук, ног.
Отдельным подарком публике стали знаменитые танцы. Концепция немного поменялась: теперь на балу перед гостями танцуют ожившие куклы-лакомства. Так, например, появился номер «Шоколад», ранее известный как «Испанский танец». Изменились названия и других танцев: появились «Чай», «Кофе», «Миндальный марципан» и «Леденцы». Но публика легко их узнает по бессмертной музыке Петра Ильича Чайковского. С замиранием сердца публика следила за восточным танцем (номер «Кофе») в исполнении Александра Кочеткова и Юлии Хрусталевой. Несколько туров по сцене сделал Александр, удерживая на вытянутой вверх руке Юлию, в финале еще и балансируя на одной ноге.

Сказочный дворец сластей волшебного города Конфитюренбурга, оживающие куклы, прекрасный принц Щелкунчик, восхитительная нежная Мари подарили зрителям чудесное новогоднее настроение. «Вальс цветов», «Снежное адажио», «Русский танец»… Невероятная, великолепная музыка Чайковского — это всегда про чудо и про любовь.
Поделиться