Коллаж и немного графики...

30 Ноября 2009

О новой выставке в челябинском Музее искусств со странным названием «Наумсебе» — выставке легкой...

О новой выставке в челябинском Музее искусств со странным названием «Наумсебе» (именно так, в одно слово оно и пишется) — выставке легкой, воздушной, состоящей всего из сорока трех небольших по размеру графических работ и коллажей Николая Ивановича Черкасова. Совсем недавно мы писали о нем в связи с его девяностолетним юбилеем.

Затейливое название выставки намекает зрителям на то, что легкость экспозиции кажущаяся, а игра слипшихся вдруг слов веет ароматом футуристической поэзии Хлебникова. Напомним кстати, что торжественная юбилейная выставка в этих стенах уже состоялась десять лет назад, на восьмидесятилетие художника.

Что тогда масштабная экспозиция вмещала почти пятьсот произведений живописи и печатной графики, пастелей и акварелей. Может быть, поэтому сегодняшняя экспозиция на репрезентативность и не претендует. Это, скорее, концепционный взгляд на прием коллажа в творчестве Николая Ивановича Черкасова. При этом интерес к формальным и содержательным возможностям этого приема почти равен интересу к самому художнику.


Техника коллажа (от французского — «наклеивание») со времени своего создания должна была усиливать выразительность произведения художника, его броскость, яркость. И если прием этот возник у футуристов как формальный эксперимент, то со временем, усложняясь в разнообразии материалов и неожиданности их сочетаний, стал художественным приемом, что называется, «на все времена».

И сегодня Николай Иванович пользуется им свободно, смело и со знанием дела. Цветная бумага всевозможных фактур, картон, газета, сухие листья, фрагменты гравюр, ткани, типографская печать, оберточная бумага и обои — всего не перечислишь — и все это артистично и выразительно сосуществует.


Вот в едином пространстве небо—вода движется белый пароход между поднятыми крыльями красного моста. Залихватский дымок, летящая птица, цветные отражения в зеркале воды — всего три цвета — и маленькая желтая луна, как дополнение. Впечатление мгновенное и очень сильное — воздуха, влажности, ночи, сказки. Сколько мне нужно слов, чтоб его передать!

Супрематические коллажи, отсылающие к памяти Малевича, — некое сопоставление, сопряжение абстрактных геометрических форм — собираются у Николая Ивановича во вполне изобразительную композицию. В «сказку» о желтой луне, а не о желтом круге.


Обожженные пожаром листки с записями на фоне домашних обоев — «сказка» о преодоленной беде.


Искусствовед Светлана Шляпникова еще лет пять назад, увидев один из коллажей Черкасова на выставке, не узнала автора. Когда это случилось во второй раз, родился замысел этой выставки. Мне кажется, художник сначала не очень-то и хотел показывать коллажи, считая их пробой для мастерской, экспериментом, не очень серьезной затеей.

Наверное, для него слегка подозрительна легкость достижения художественного результата, ведь он воспитан на очень многотрудном материале — гравюре. Думаю, увидев на выставке свои работы, расположенные вразброс на высоченных стенах (некоторые — почти под потолком), он все-таки открыл для себя их абсолютную самодостаточность. То, что дизайнеры называют «работа держит стену».


Устроители выставки не стали «одевать» коллажи в стекло, чтобы подчеркнуть живую фактурность и цвет композиций. Зато небольшие рисунки пастелью закрыли стеклами с большими полями. Это создало удивительный эффект цветных теней, как ореола вокруг работ. Они от этого стали как будто сложнее и загадочнее.

Вообще дизайнерская работа на выставке выполнена тщательно и со вниманием к каждой работе, что в нынешней выставочной практике встречается все реже.


Зная творчество Николая Ивановича достаточно подробно, я не всегда могу согласиться с выбором графических работ, то есть того, что расположилось «вокруг коллажей», но хорошо понимаю задачу устроителей — найти работы, которые по интенсивности воздействия на зрителя не уронили бы впечатления и были бы «сформулированы» со знаковой броскостью коллажа.


То, что проект осуществился в стенах музея, насколько я поняла, явилось почти случайным стечением обстоятельств.

Этому помогала искусствовед Наталья Козлова, которая является соавтором экспозиции и очень симпатичного рукотворного маленького каталога, сшитого шпагатом из картонных библиотечных карточек со вклеенными маленькими фотоиллюстрациями работы Сергея Жаткова, подобающими событию статьями и собственно каталогом работ. Участвовала в этой работе и Галерея современного искусства «ОкNо».


Небольшая экспозиция обладает лишь кажущейся легкостью. Она содержательна, исполнена современных смыслов и позволяет почувствовать незаурядность личности художника и неустанность его творческих поисков. А еще — нежное отношение устроителей выставки к ее автору, о котором коллеги на открытии говорили как о самом чистосердечном, многогранном и бесконечно уважаемом художнике.

Ирина Духина

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты