Мелодии для флейты и бродячих собак

13 Октября 2010

В Челябинске побывал с концертом немецкий ансамбль блокфлейт Guartet New Generation. Представление организовано при поддержке генерального консула ФРГ Ренаты Шимкорайт. Госпожа Шимкорайт, кроме того, лично посетила Челябинск и присутствовала на концерте этой группы. Для этого она проделала путь из Екатеринбурга.

 

Мелодии для флейты и бродячих собак
В Челябинске побывал с концертом немецкий ансамбль блокфлейт Guartet New Generation. Представление организовано при поддержке генерального консула ФРГ Ренаты Шимкорайт. Госпожа Шимкорайт, кроме того, лично посетила Челябинск и присутствовала на концерте этой группы. Для этого она проделала путь из Екатеринбурга.
Guartet New Generation — неоднократный победитель международных конкурсов, дважды лауреат Германского музыкального конкурса. В 2001 году в США участницы ансамбля завоевали первый приз на конкурсе Concert Artists Guild, после чего с ними был заключен контракт о сотрудничестве.
…У них причудливые, непривычные для русского уха имена — Хайде, Зузанне, Андреа, Ева. Холеная, но не испорченная излишней косметикой внешность. Строгие черные платья разных фасонов. На фоне этой сдержанности — яркие, сверкающие искрами глаза: «Мы впервые в России! Рады!».
Трое из них живут в Берлине, одна — в Зальцбурге. Слово «Челябинск» очаровательные гостьи произносят с трудом. Но от этого доброжелательная тональность нашей беседы не меняется. На фоне жуткого холода, стоявшего в тот вечер в Зале камерной и органной музыки, их улыбки, как очаги теплоты.
Познакомились молодые флейтистки в Голландии в 1998 году. Они там учились — в консерватории Амстердама. Сначала каждая сама по себе совершенствовала игру. Потом их двум профессорам пришла в голову идея объединить девушек. Один из этих профессоров, причем входил в похожее объединение флейтистов. Тоже квартет, но только мужской. А тут — группа-антипод. Попробовали — получилось. Девушки уже двенадцать лет вместе. Объехали всю Европу, были в Америке, Сингапуре, Японии. Теперь — в России.
Блокфлейта — старинный инструмент. Известна еще с… ледникового периода. Первой флейтой стала кость мамонта. Первобытные люди догадались в нее дуть, извлекая мелодичные звуки. В Европе блокфлейта известна с XI века. Ее популярность была высока, особенно в средние века. Но к XVIII веку этот инструмент вытеснила флейта поперечная, обладающая более широким диапазоном и громким звуком.
В Германии к блокфлейтам особое почтение. Там про них не особо забывали. Для блокфлейты писали выдающиеся немецкие композиторы эпохи барокко: Георг Филипп Телеман, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах. Сейчас интерес к инструменту активно восстанавливается. И не без участия наших героинь.
Стоит заметить, в руках девушек — лишь точные копии старинных блок­флейт. Настоящие экземпляры, по их признанию, хранятся в музеях. Флейт девушки привезли множество. Почти все время меняли их.
На концерте Guartet New Generation тоже, кстати, играли музыку барокко. И наряду с этим современную, сочиненную специально для этого квартета молодым немецким композитором (он тоже присутствовал на концерте и даже отчасти вел его) Себастианом Эликовским-Винклером. Некоторые его произведения были исполнены впервые.
Перед выступлением девушки утверждали, что старинная музыка в сочетании с современной — их основная фишка. Это неизменно имеет успех. Особенно среди молодежи, которая с интересом посещает их концерты в Германии и Европе в целом. Музыкантшам очень нравится находить в старинных инструментах что-нибудь этакое, заставляющее их звучать по-новому. Поэтому они постоянно экспериментируют со звуком.
Memento mori («Помни о смерти») — так называлась пьеса молодого композитора Ольги Кращенко из Москвы, исполненная на концерте. Во время игры одна из девушек время от времени медленно произносила эту латинскую поговорку. Звучало немного зловеще, но интригующе. Даже мурашки по коже.
Во время исполнения композиций участницы квартета все время перемещались, менялись местами. Стремились показать, как по-разному может звучать флейта, демонстрировали нам все оттенки ее звучания. Надо отдать должное, были эти звуки просто божественны! Блокфлейтой и всеми ее разновидностями они владеют безупречно. Пальцы исполнительниц прозрачны, гибки и пластичны, как вареные макаронины (по выражению Ростроповича, характеризовавшего высший шик профессионализма музыкантов).
Более всего из современных запомнился «Гимн бродячих собак» Эликовского-Винклера. Себастиан пояснил, что некоторое время назад он учился в Московской консерватории имени Чайковского. Студента из Европы поразило обилие бродячих собак в нашей столице. Проникнувшись сочувствием к брошенным животным, он написал эту пьесу.
Звучит действительно необычно! Девушки используют для игры, например, стеклянные бутылки, пакеты. Плюс еще топают, шипят, подвывают. Как мне представляется, они воспроизводили звуки большого города. Так, как их может слышать голодный брошенный пес.
Вот мимо пробегает толпа людей, они что-то бросают, шуршат пакетами, гремят бутылками, слышен ропот толпы: люди что-то обсуждают на бегу. Кто-то, приостановившись, спрашивает вкрадчиво: «Это ваша собака?». Звук катится, как эхо, растягиваясь во времени и пространстве: «В-в-в-ва-ш-ш-ш--ша собака?». И так несколько раз… Потом все смолкает. Наступает ночь. Философское время. Ночью особенно остро ощущается одиночество. Звук уходит в никуда. Голодный пес уснул, он видит сны.
Композитор и исполнители дают возможность заглянуть в душу собаки, а, быть может, и отрешенного, одинокого человека. Оглянуться, посочувствовать, задуматься… И в идеале, конечно, чем-то помочь.
А из классических произведений самым запоминающимся, ласкающим слух оказался (для меня во всяком случае) Бах. Причем, исполненная пьеса предназначалась не для флейты. Квартет трактовал ее по-своему. Мелодия получилась нежная, неуловимая… Кроме того, в тот вечер звучали мелодии Зандерса, Шейдта, Свелинка, Генделя.
После выступления в органном зале Челябинска Guartet New Generation дал мастер-класс для студентов академии культуры и искусств, а после направился в Магнитогорск. Там исполнительницы выступят сегодня на сцене концертного зала государственной консерватории.
Концерты Guartet New Generation в нашем регионе стали возможны благодаря взаимодействию Челябинского концертного объединения с институтом имени Гете и фондом имени Роберта Боша.

В Челябинске побывал с концертом немецкий ансамбль блокфлейт Guartet New Generation. Представление организовано при поддержке генерального консула ФРГ Ренаты Шимкорайт. Госпожа Шимкорайт, кроме того, лично посетила Челябинск и присутствовала на концерте этой группы. Для этого она проделала путь из Екатеринбурга.

Guartet New Generation — неоднократный победитель международных конкурсов, дважды лауреат Германского музыкального конкурса. В 2001 году в США участницы ансамбля завоевали первый приз на конкурсе Concert Artists Guild, после чего с ними был заключен контракт о сотрудничестве.

…У них причудливые, непривычные для русского уха имена — Хайде, Зузанне, Андреа, Ева. Холеная, но не испорченная излишней косметикой внешность. Строгие черные платья разных фасонов. На фоне этой сдержанности — яркие, сверкающие искрами глаза: «Мы впервые в России! Рады!».

Трое из них живут в Берлине, одна — в Зальцбурге. Слово «Челябинск» очаровательные гостьи произносят с трудом. Но от этого доброжелательная тональность нашей беседы не меняется. На фоне жуткого холода, стоявшего в тот вечер в Зале камерной и органной музыки, их улыбки, как очаги теплоты.

Познакомились молодые флейтистки в Голландии в 1998 году. Они там учились — в консерватории Амстердама. Сначала каждая сама по себе совершенствовала игру. Потом их двум профессорам пришла в голову идея объединить девушек. Один из этих профессоров, причем входил в похожее объединение флейтистов. Тоже квартет, но только мужской. А тут — группа-антипод. Попробовали — получилось. Девушки уже двенадцать лет вместе. Объехали всю Европу, были в Америке, Сингапуре, Японии. Теперь — в России.

Блокфлейта — старинный инструмент. Известна еще с… ледникового периода. Первой флейтой стала кость мамонта. Первобытные люди догадались в нее дуть, извлекая мелодичные звуки. В Европе блокфлейта известна с XI века. Ее популярность была высока, особенно в средние века. Но к XVIII веку этот инструмент вытеснила флейта поперечная, обладающая более широким диапазоном и громким звуком.

В Германии к блокфлейтам особое почтение. Там про них не особо забывали. Для блокфлейты писали выдающиеся немецкие композиторы эпохи барокко: Георг Филипп Телеман, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах. Сейчас интерес к инструменту активно восстанавливается. И не без участия наших героинь.

Стоит заметить, в руках девушек — лишь точные копии старинных блок­флейт. Настоящие экземпляры, по их признанию, хранятся в музеях. Флейт девушки привезли множество. Почти все время меняли их.

На концерте Guartet New Generation тоже, кстати, играли музыку барокко. И наряду с этим современную, сочиненную специально для этого квартета молодым немецким композитором (он тоже присутствовал на концерте и даже отчасти вел его) Себастианом Эликовским-Винклером. Некоторые его произведения были исполнены впервые.

Перед выступлением девушки утверждали, что старинная музыка в сочетании с современной — их основная фишка. Это неизменно имеет успех. Особенно среди молодежи, которая с интересом посещает их концерты в Германии и Европе в целом. Музыкантшам очень нравится находить в старинных инструментах что-нибудь этакое, заставляющее их звучать по-новому. Поэтому они постоянно экспериментируют со звуком.

Memento mori («Помни о смерти») — так называлась пьеса молодого композитора Ольги Кращенко из Москвы, исполненная на концерте. Во время игры одна из девушек время от времени медленно произносила эту латинскую поговорку. Звучало немного зловеще, но интригующе. Даже мурашки по коже.

Во время исполнения композиций участницы квартета все время перемещались, менялись местами. Стремились показать, как по-разному может звучать флейта, демонстрировали нам все оттенки ее звучания. Надо отдать должное, были эти звуки просто божественны! Блокфлейтой и всеми ее разновидностями они владеют безупречно. Пальцы исполнительниц прозрачны, гибки и пластичны, как вареные макаронины (по выражению Ростроповича, характеризовавшего высший шик профессионализма музыкантов).

Более всего из современных запомнился «Гимн бродячих собак» Эликовского-Винклера. Себастиан пояснил, что некоторое время назад он учился в Московской консерватории имени Чайковского. Студента из Европы поразило обилие бродячих собак в нашей столице. Проникнувшись сочувствием к брошенным животным, он написал эту пьесу.

Звучит действительно необычно! Девушки используют для игры, например, стеклянные бутылки, пакеты. Плюс еще топают, шипят, подвывают. Как мне представляется, они воспроизводили звуки большого города. Так, как их может слышать голодный брошенный пес.

Вот мимо пробегает толпа людей, они что-то бросают, шуршат пакетами, гремят бутылками, слышен ропот толпы: люди что-то обсуждают на бегу. Кто-то, приостановившись, спрашивает вкрадчиво: «Это ваша собака?». Звук катится, как эхо, растягиваясь во времени и пространстве: «В-в-в-ва-ш-ш-ш--ша собака?». И так несколько раз… Потом все смолкает. Наступает ночь. Философское время. Ночью особенно остро ощущается одиночество. Звук уходит в никуда. Голодный пес уснул, он видит сны.

Композитор и исполнители дают возможность заглянуть в душу собаки, а, быть может, и отрешенного, одинокого человека. Оглянуться, посочувствовать, задуматься… И в идеале, конечно, чем-то помочь.

А из классических произведений самым запоминающимся, ласкающим слух оказался (для меня во всяком случае) Бах. Причем, исполненная пьеса предназначалась не для флейты. Квартет трактовал ее по-своему. Мелодия получилась нежная, неуловимая… Кроме того, в тот вечер звучали мелодии Зандерса, Шейдта, Свелинка, Генделя.

После выступления в органном зале Челябинска Guartet New Generation дал мастер-класс для студентов академии культуры и искусств, а после направился в Магнитогорск. Там исполнительницы выступят сегодня на сцене концертного зала государственной консерватории.

Концерты Guartet New Generation в нашем регионе стали возможны благодаря взаимодействию Челябинского концертного объединения с институтом имени Гете и фондом имени Роберта Боша.

 


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты