Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Поговорим об этом «Завтра»

22 Октября 2010
Поговорим об этом «Завтра»

В Москве в четвертый раз прошел фестиваль современного кино «Завтра/2morrow». Пять дней актуальные фильмы из разных уголков света (включая и такие далекие, как Колумбия) крутили в кинотеатрах «35 мм», «Ролан» и «Пионер». Корреспондент «Южноуральской панорамы» провел эти пять дней за просмотром арт-кино и теперь делится своими впечатлениями от увиденного.

В Москве в четвертый раз прошел фестиваль современного кино «Завтра/2morrow». Пять дней актуальные фильмы из разных уголков света (включая и такие далекие, как Колумбия) крутили в кинотеатрах «35 мм», «Ролан» и «Пионер». Корреспондент «Южноуральской панорамы» провел эти пять дней за просмотром арт-кино и теперь делится своими впечатлениями от увиденного.

«Кино немедленного действия»

Под таким девизом и эмблемой в виде гранаты, обмотанной кинопленкой, проходил в этот раз «Завтра». Фильмом-открытием стали «Воображаемые любови» Ксавье Долана (в Челябинске — с 28 октября) — победителя прошлого года. «Любови» оказались самой гламурненькой картиной фестиваля. Надо сказать, что чувство цвета и формы молодого режиссера (а Долану всего 21) действительно достойны внимания. Фильм изобилует очень приятными для глаз яркими кадрами, красивыми актерами (один из них вылитый Роберт Паттисон — вампир Эдвард из «Сумерек»), замедленными музыкальными вставками, модными одежками и прическами. В общем, хипстеры будут довольны. А вот киноманы смогут сказать, что Франсуа Озон давно уже снял на эту тему «Летнее платье».

Фильмом-открытием лично для меня стали «Игры на дороге» Ричарда Франклина (1981), которые шли в самой радикальной программе фестиваля — «Турбулентность». Это была очень бодрая австралийская картина, с саспенсом, выстроенным по всем канонам фильмов Хичкока. В центре сюжета — остроумный и внимательный, как Шерлок Холмс, дальнобойщик, который везет свинину. Собака-динго Босвел — его единственный друг. Вследствие каких-то своих наблюдений дальнобойщик начинает подозревать (небезосновательно) водителя попутного фургона в убийстве проститутки и решает расследовать это дело.

Будут и неожиданные повороты сюжета, и ложные обвинения главного героя в убийстве, и интрига до самого конца. Чем вам не классический сюжет Хичкока? Кстати, для полного намека, в одной из сцен мелькает журнал с «отцом саспенса» на обложке. Но самое привлекательное в этом фильме, помимо прекрасного крепкого сюжета, это отличные актерские работы и огромное количество запоминающихся «точных» персонажей.

В целом на фестивале было достаточно много разных программ. Среди специальных — авторская подборка любимых фильмов Сергея Бодрова и полная ретроспектива литовского классика Шуранаса Бартаса. А в программе «Doc_открытия» я, например, посмотрел документальный фильм «Ариас с Твистом» Бобби Шиэна. Эта картина рассказывает о травести-артисте Джоуи Ариасе (легендарном создателе травести-шоу, перформансов и даже представлений Cirque du soleil) и кукольнике с мировой именем — Бейзиле Твисте. Наблюдая за тем, как они исполняют свои роли в авангардистской театральной постановке под названием «Ариас с Твистом», мы узнаем об их судьбе. В итоге получился весьма стандартный биографический фильм с кучей интервью и видеовставок. Все признают, что эта парочка —гении и великие артисты, каких свет не видывал. А в конце Ариас и Твист признаются друг другу в любви и целуются.

Мне показалось, что этот фильм слишком яро пытается втиснуться в современную тенденцию возросшего спроса на фриковых персонажей и прочих нестандартных личностей. Теперь зрителям не нужны интеллигенты. Им Валерию Гай Германику с Леди Гагой подавай.

Проверка зрителя на прочность

Впрочем, «Завтра» нельзя упрекнуть в однообразии. Новый фильм главного арт-хаусного украинского режиссера Александра Шапиро «Днепр» снова стал новаторским, трудноусваиваемым и концептуальным зрелищем. Многословная пространная история знакомства героя и героини была подана эксцентрично и разнобойно. А персонажи разговаривали также невозможно, как герои из фильмов Киры Муратовой.

Режиссер Шапиро, кстати, признается, что делал фильм нарочито невыносимым для зрительского восприятия и терпения. Здесь предметом его исследования стала граница между желанием досмотреть картину до конца и покинуть кинотеатр. Это я ощутил на собственном опыте. Сложно было найти в себе доводы, чтобы выслушивать этот нескончаемый поток сознания. Таким образом, «Днепр» конгениально вписался в эстетику «Завтра».

Тем не менее, возглавляемое Сергеем Лозницей международное жюри решило наградить главными призами более традиционные и нерадикальные картины. Главную награду — Гран-при и 50 тысяч долларов получила трагикомическая лента «Четырежды» итальянца Микеланджело Фраммартино. Эта поэтическая картина удивительно ярко рассказывала о цикле души в природе. По сюжету старый горный пастух с юга Италии сильно болел. И чтобы не болеть, пил разведенную в воде пыль из церкви. Но однажды он все-таки умер, и его душа реанкарнировалась в козленка. Козленок же затем превратился в дерево. А дерево в угли.

Две награды — за лучшую актерскую работу и лучший сценарий — получил альманах «Сказки Золотого века» (с 25 ноября в российском прокате), спродюсированный дико важным нынче в кинематографической номенклатуре румыном Кристианом Мунджу.

Китайские «Зимние каникулы» получили награду в номинации «Звук». Режиссер «Каникул» Ли Хунци — уже завоевавший признание в Локарно — эдакий азиатский эквивалент нашего Бориса Хлебникова. Это становится понятно практически с первого кадра. Кажется, что перед нами «Свободное плавание», только с китайскими актерами. То же депрессивное ощущение пространства, те же протяжные планы. Знакомые безмятежные герои, не знающие чем себя занять. И, конечно, уморительные мизансцены. «Зимним каникулам» также достался главный приз жюри молодых критиков с формулировкой «за ироничное и тонкое отображение абсурдности человеческого существования». Второй приз молодых критиков получила колумбийская лента «Ловушка для крабов» Оскара Руиса Навии. А номинация «Изображение» отошла «Искушению святого Тыну» эстонца с трудновыговариваемым именем Вейко Ыунпуу.

Напоследок стоит обратить внимание на то, что заполняемость залов кинотеатров была не самой высокой. Московская публика не сильно интересовалась конкурсной программой. Она лишь предсказуемо устроила аншлаги на спецпоказе каннского лауреата этого года — картине тайского режиссера Апичатпонга Верасетакуна «Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни» (с 4 ноября в российском прокате), и на свежем фильме грузинского классика Отара Иоселиани «Шантрапа».    

МАКСИМ СУХАГУЗОВ,
Москва


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты