Девушка любит «бриллианты»

19 Января 2013
Девушка любит «бриллианты»

Рената Литвинова рассуждает о технологиях, а зрители смотрят «Последнюю сказку Риты». Авторы «киноромана воспитания» «Я тебя люблю» Расторгуев и Костомарова продолжают свою историю фильмом «Я тебя не люблю» — не менее радикальным, чем предыдущий. Всех этих людей и другие картины собрало вместе одно событие — в Челябинске открылся I фестиваль авторского кино «Полный артхаус».

Фестивальный дневник с «Полного артхауса»


Рената Литвинова рассуждает о технологиях, а зрители смотрят «Последнюю сказку Риты». Авторы «киноромана воспитания» «Я тебя люблю» Расторгуев и Костомарова продолжают свою историю фильмом «Я тебя не люблю» — не менее радикальным, чем предыдущий. Всех этих людей и другие картины собрало вместе одно событие — в Челябинске открылся I фестиваль авторского кино «Полный артхаус».

 

«Строить свой мир»

Перед началом фестиваля в кинотеатре имени Пушкина состоялась пресс-конференция с Ренатой Литвиновой, чья сюрреалистическая «Последняя сказка Риты» открывала кинофорум. На встрече с журналистами Рената Муратовна сыпала остротами, злободневными наблюдениями и соображениями по поводу будущего кино: «Это очень хорошо, что техническая часть съемок все сильнее и сильнее упрощается. Помню, у Тарковского я прочитала такую мысль, что кино начинает быть кино, когда оно перестает быть преградой между зрителем и автором. Поэтому мне кажется, это здорово, что сейчас, по сути, каждый может снять фильм. И если он будет интересен, он обязательно найдет своего зрителя».


Но у технологий, разумеется, есть и обратная сторона: «Кино сейчас стало очень технологичным. Все применяют компьютерную графику. Но технологии очень быстро движутся вперед. И некоторые картины в связи с этим быстро устаревают. Нет, технологии в кинематографе не убивают фантазию. Просто очень мало талантливых дизайнеров. У нас киноиндустрия вообще очень трудно развивается, талантливые люди везде расхватаны. Поэтому их выискиваешь по крупицам».

Также на пресс-конференции была затронута тема популярности.


— Что такое популярность? — рассуждает Литвинова. — У меня, например, есть звание — заслуженная артистка РФ. Но оно мне ничего не дает. Ни скидку на проезд в троллейбусах, ни льготный жетон в метро. Конечно, очень приятно, когда находятся люди, которым нравится мое творчество. А популярность это всего-навсего лишь следствие.

В артхаусном кино, по мнению Ренаты Муратовны, прячется много посредственностей: «Однако, среди всего этого большого артхауса существуют «бриллианты», которые ведут за собой». Один из таких «бриллиантов» — известный режиссер Кира Муратова.


— Кира Георгиевна в своем возрасте моложе всех молодых, — рассказывает Литвинова. — Она такая дерзкая! Каждый раз у нее какие-то совершенно безумные сюжеты. Я знаю двух людей — Киру Георгиевну и Земфиру — у которых есть одно качество: пойти против всех и в итоге оказаться правой.


Что касается фильма «Последняя сказка Риты», то Литвинова делала его на свои средства: «Деньги, которые я получаю за съемки в рекламе, я потом трачу на искусство. А вообще это какое-то чудо, что картина добралась до проката, — продолжает актриса, — потому что я снимала в стол, для себя. Серьезно-пресерьезно». Когда ее попросили прокомментировать фразу, что ее кино считают грустным и безумным, Рената Муратовна немного вспылила:


— Это же частное мнение. Как я могу его комментировать? Грустное и безумное — это лишь две строчки из всего списка!

И хотя у Литвиновой есть опыт (и причем довольно неплохой) съемок документального кино, все-такие ее в большей степени привлекает кино игровое. «Мне больше нравится строить свой мир», — признается актриса.

 

Любовь и смерть


Никто лучше Ильи Лагутенко не исполнит его песни. Никто лучше самой Ренаты Литвиновой не экранизирует ее сценарии. Эту максиму наглядно подтверждает второй после «Богини» игровой фильм Литвиновой «Последняя сказка Риты». Довольно специфический материал — смерть под видом медсестры Тани Неубивко спускается в мир живых, чтобы забрать человеческую душу — очень плавно и нежно накладывается на тот ритм, что задает фильм. Ритмический же рисунок у фильма следующий: это неспешное повествование, в центре которого разговор о смерти — но не надрывный, а очень спокойный и по большему счету даже ироничный. То есть, по идее, взрослый. Компанию Литвиновой в фильме составляют Татьяна Друбич (играет медсестру Надю), и подруга Нади, та самая умирающая Рита (Ольга Кузина). В начале фильм так и назывался: «Их было три подруги». Стоит заметить, что в «Последней сказки Риты» нет пошлого оптимизма, но есть светлая печаль, от которой некоторым, может быть, становится легче.


Документалисты Александр Расторгуев и Павел Костомаров продолжили свой «кинороман воспитания» (как авторы сами определяют жанр этого проекта) фильмом «Я тебе не люблю». Напомним, что предыдущая полуигровая-полудокументальная картина «Я тебя люблю» в довольно искренней и правдивой, хотя и несколько грубой, но одновременно органичной форме рассказывала о жизни ростовских гопников и гопниц и о том, какое понятие они вкладывают в слово «любовь». В новой ленте присутствует только одно отличие: она лишилась многофигурности. Действие сосредоточилось всего на трех героях: девушке и двух парнях, с которыми она крутит роман. Главное, за что можно похвалить этот фильм, как и предыдущий, за универсальность его высказывания. Оно будет понятно всем: и гопникам, и интеллигентам, вообще любому человеку. И тот, кто скажет, что хоть чуть-чуть не узнал себя в главных героях — соврет.


«На человека может оказать влияние только другой человек. Не кино, не литература, а только человек», — убежден режиссер фильма Александр Расторгуев.

И с ним трудно не согласиться.

Константин Ковель,
фото Вячеслава Шишкоедова

 

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты