Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Актерские тропы

28 Марта 2013
Актерские тропы

Фестиваль-лаборатория под крылом НХТ

Фестиваль-лаборатория под крылом НХТ

Слова? Слова… Слова!


«Летиция» Питера Шеффера в Златоустовском театре «Омнибус».


Никакой любовной интриги нет. Вообще действия нет. Слова, слова, слова — две женщины с несостоявшейся личной жизнью выясняют отношения по поводу исполнения служебных обязанностей одной из них.


Мужчина появляется в конце пьесы, когда многие зрители спектакля уже весьма подустали, а главное, подозревают, что ничего особенно важного с его появлением не произойдет. Что, собственно, и подтверждается.


После такого начала отзыва о спектакле «Летиция» (Игра воображения) читатель может удивиться, с чего это Златоустовский театр «Омнибус» привез на фестиваль «ЧЕЛоВЕК ТЕАТРА», да и вообще поставил эту пьесу.


Победить скепсис и все-таки отправиться на спектакль есть две причины. Для златоустовцев, тех, собственно, зрителей, для которых «Омнибус» прежде всего и работает, может стать имя режиссера-постановщика «Летиции» — заслуженной артистки России, лауреата Государственной премии России Любови Вишневской, яркой личности, сделавшей бы честь любому театру страны.


А для более-менее «продвинутого» иногороднего зрителя привлекательным будет имя драматурга. Кое-кто вспомнит, что это тот самый сэр Питер Левин Шеффер, который известен как один из крупнейших не только английских, но мировых драматургов, автор самых разнообразных по месту и времени действия, жанров и так далее пьес. Кто-то, возможно, свяжет его творчество прежде всего с пьесой «Амадей», по которой им вместе с Миклошем Форманом был снят одноименный фильм, завоевавший премию «Золотой глобус» и восемь «Оскаров», включая премию «Оскар» за лучший фильм.


Сочетание прекрасной опытной актрисы с творчеством драматурга мирового уровня может обещать многое. Если, конечно, они найдут общий язык.


Пожилая служащая отдела кадров общества охраны памятников истории, засушенная старая дева, проверяя жалобы экскурсантов, обнаруживает, что экскурсовод не придерживается установленных текстов, а ведет рассказы о старинном замке, уснащая их якобы фактами, никогда здесь не случавшимися.


«Кадровичка» возмущена, фантазерка уволена. Но между ними возникает диалог, в результате которого «сухарь» проникается той любовью к театру, которая движет «фантазеркой».
Вот этот-то преображающий обеих спор превращается в диспут о смысле жизни и живительной силе искусства, конкретно — театра.


То есть того самого, что составляет смысл жизни тех, кто создал спектакль: кроме уже названной Любови Вишневской, поставившей «Летицию» и исполняющей роль женщины, зажатой страхами перед разнообразием жизни, художником-постановщиком Лилией Файзулиной, скудными средствами (театр-то небогатый), обозначившей и место действия, и тот красочный мир фантазий, в который зовет экскурсантов энтузиастка Летиция (Виктория Лещенко). И в который пытается вмешаться адвокат (Максим Мусалипов).


Диалоги у Питера Шеффера бисерные. Это хорошо и плохо одновременно. С одной стороны там, где все срослось, получается дивное по тонкости накала чувств действо. Там, где мастерство вышивальщиков грубее заданного способа плетения узоров, возникают проблемы.


О своей любви к театру создатели спектакля говорят страстно. Виктория Лещенко пафосно (что диктуется характером ее героини), Любовь Вишневская со сдержанностью, за которой таится гамма чувств, такие перепады настроения, что веришь безоговорочно.

Эти взлеты в спектакле есть.

 

В ад и обратно


Удар, еще удар. Как на самом деле легко довести человека до животного состояния. Для этого достаточно избить его в полицейском участке. Лехе и Новикову не повезло.


Их приняли за тех, кем они не являются. И теперь вынуждают признаться в убийстве, которое они не совершали. Опер, который бьет одного из них, жесток, он при своих «понятиях». Когда становится понятно, что парни не виноваты, их отпускают. Но чувство тотального унижения остается с ребятами. И начинает грызть изнутри.


Спектакль «Допрос» театра «Предел» из провинциального города Скопин не по провинциальному моден. Суровый реализм перемежается яростной фантасмагорией.

Многофункциональные декорации оказываются целым миром. Все действие на сцене разыгрывают два актера — Роман Данилин и Михаил Сиворин. Они же читают текст от автора и внутренние монологи героев. Первоисточник постановки — одноименная, предельно жесткая повесть Захара Прилепина, написанная специально для «Предела». То, как эта жестокость материализуется на сцене, — завораживает. Удивительно, как всего один шаг отделяет человека от кромешного ада.  


В таких случаях принято периодически вставлять в текст слово «гуманизм». Но гуманизм — понятие относительное. Присутствует ли он в спектакле, поставленном Владимиром Делем? Разумеется. Это гуманизм, который становится очевиден, когда ты совершаешь путешествие в ад и обратно. Когда увидел то, что тебя ужаснуло на животном уровне. И начинает грызть изнутри.

 

Оставить за автором право


«Танец Дели» — это семь одноактных пьес о танце, любви и смерти.


Что касается спектакля «Танец Дели» в постановке Новосибирского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева, то тут можно сказать примерно следующее: сложный материал, непростая пьеса Ивана Вырыпаева, которая с трудом поддается инсценировке. С одной стороны это так. С другой — может быть, действительно стоит оставить за Вырыпаевым право самому ставить и экранизировать свои пьесы. Так получается просто на порядок круче.


Вообще удивительно, как произведения Вырыпаева в постановке региональных театров похожи друг на друга. Осенью прошлого года мне удалось посмотреть на фестивале «Текстура» в Перми спектакль «Иллюзии» абаканского драмтеатра. И это было почти то же самое, что и новосибирский «Танец Дели». Только разве что актеры не произносили вырыпаевские монологи на память, а читали их с листов, бережно уложенных в черные папочки. А вот уровень непреднамеренного абсурда на сцене царил примерно тот же.

Страницу подготовили Ирина Моргулес, Евгений Ткачев


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты