Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Показательный инструментарий

20 Июля 2013
Показательный инструментарий

После выступления на международном фестивале-конкурсе славянских народов «Тамбурица фест-2013» молодежный русский оркестр «Челябинск» Челябинской государственной академии культуры и искусств стал...

По следам нашумевшего концерта оркестра «Челябинск»


После выступления на международном фестивале-конкурсе славянских народов «Тамбурица фест-2013» молодежный русский оркестр «Челябинск» Челябинской государственной академии культуры и искусств стал главным летним ньюсмейкером.


«ЮП» поговорила с его художественным руководителем и главным дирижером, а также заслуженным деятелем искусств России, профессором Владимиром Лавришиным о том, какие плоды им принес этот музыкальный форум и что собой сейчас представляет уральская школа народного оркестрового исполнительства.

 

Оркестр с историей


— Совсем недавно оркестр отметил свое 20-летие, — рассказывает Владимир Иванович. — У нас был концерт, посвященный этой годовщине. Еще мы записали два диска, которые пользуются популярностью. За все время своего существования коллектив принял участие более чем в 15 конкурсах — всероссийского и международного уровня, на которых трижды завоевывал Гран-при, занимал первые места. Видимо, вся эта активная концертная деятельность (а ее легко отслеживать в интернете, ведь видео с выступлений выкладываются в сеть) послужила причиной того, что нас пригласили на очень представительный конкурс в город Нови-Сад в Сербии.


Честно говоря, для нас это было несколько неожиданно. Обычно про участие в таких мероприятиях узнают за год. А мне пришел звонок на телефон в конце мая. На фестиваль нас пригласили в статусе почетных гостей, на которых делается большая ставка. Не скрою, нам это было очень приятно. Стоит отметить, что коллективы, участвующие в конкурсной программе, проходили мощный отбор. Там были представители Балканских государств: Сербии, Болгарии, Хорватии, Черногории, Боснии и Герцоговины, Греции, Румыниии — приехали сербские оркестрыиз США.


Фестиваль «Тамбурица фест» считается негласным первенством среди струнно-щипковых оркестров славянских народов. На этом музыкальном форуме артисты делают себе имидж.

Причем, в качестве хедлайнера на фестивале впервые сыграл русский оркестр.

 

Играют вживую


— Что такое «тамбурица»? Это предшественница всех наших народных инструментов. Домбра, балалайка имеют тамбуровидную форму, то есть полукруглый корпус. И пиетет к этим инструментам у сербского народа очень высокий. Мы много почерпнули в плане организации такого фестиваля. Сталкивались ли мы с мероприятиями подобного уровня в России? По исполнительскому мастерству — да, но, что касается организации — у нас так слаженно могут проходить разве что только концерты поп-звезд. Кстати, те исполнители, которые с нами выступали — например, Звонко Богдан — в Сербии по уровню известности сопоставимы с нашими Аллой Пугачевой и Филиппом Киркоровым. Им аккомпанируют национальные оркестры.


И, что важно, они всегда играют вживую. У них фонограмма считается неуважением к слушателям. А когда ты живьем выступаешь на концерте, тут в силу вступает его величество мастерство.


Фестиваль транслировался более чем на 10 стран. Нам сказали, что на нашем концерте присутствовали 15 000 человек. Естественно, мы сначала не поверили. Само мероприятие проходило в районе старинного замка на берегу Дуная. Фестивальная площадка была расположена на грандиозной поляне, окруженной трибунами. Причем, выступления начались вечером и продолжались всю ночь. Например, в первый день выступили порядка 10 коллективов. Мы отыграли сольный часовой концерт, исполняли музыку наших уральских композиторов. Вообще, чтобы показать исполнительский спектр нашего оркестра, мы включили в программу и классические произведения, и народные песни. Прием был просто сумасшедшим.


Я не знаю ни одной другой страны, где бы нас так здорово принимали.


На что я также обратил внимание - помимо того что на фестивале были в основном молодежные оркестры, среди зрителей тоже было очень много молодежи. Молодежь играла для молодежи. Чувствуется, что у них ведется какая-то воспитательная работа в этом направлении.


На фестивале произошел культурный обмен: мы познакомились с их музыкальным инструментарием, а они — с нашим. Члены жюри пригласили нас на гастроли в Хорватию, Черногорию, Боснию и Герцеговину.


Еще этой осенью мы летим в провинцию Колабрия, где проходит фестиваль-конкурс лучших оркестров Италии. У нас запланированы пять концертов в Италии. Будем выступать с той же программой, что и в Сербии. Помимо Италии, в планах — участие в конкурсах в Салониках (Греция), на Кипре, и, возможно, на Новый год на две недели в Германию уедем выступать.

 

«Есть солидные традиции»


— Что собой представляет уральская школа народного оркестрового исполнительства? Одной из ее особенностей является то, что она считается одной из ведущих в России. Все благодаря тому, что в Челябинской области есть солидные традиции, заложенные еще в 40 - 50-е годы, ведь основоположниками оркестрового исполнительства у нас в регионе значатся такие личности, как Сергей Садаков (один из руководителей знаменитого оркестра ЧТЗ), братья Аксентьевы, Иван Минин. Не случайно главный дирижер оркестра имени Осипова Николай Калинин всегда отмечал, что у нас — высокий уровень оркестрового исполнительства на русских народных инструментах.


Помимо традиций, это также связано с тем, что у нас регулярно проводится конкурс оркестров русских народных инструментов, в наличии есть хорошие педагогические кадры. У нас достаточно серьезная инфраструктура подготовки как оркестровых музыкантов, так и сольных исполнителей. Но, как правило, в основном именно оркестровых. Поэтому неслучайно на Южном Урале сейчас насчитывается четыре профессиональных оркестра. Ни один регион России таким похвастаться не может.


В свое время у нас было много любительских оркестров, которые как раз и дали основу для создания оркестров профессиональных. Ведь все педагоги, которые сейчас работают и в Академии культуры, и в других учреждениях — это все в прошлом воспитанники любительских оркестров русских народных инструментов. В 50—60?е годы не было системы образования, только в конце шестидесятых был открыт Челябинский институт культуры, и тогда началась подготовка профессионалов с высшим образованием. До этого все кадры готовились в музыкальных училищах.


Я сейчас, кстати, завершаю большой труд, который посвящен оркестровому исполнительству на русских народных инструментах в Челябинской области, становлению этих традиций. Получилась большая энциклопедия. Думаю, что в течение года-двух она выйдет.


Процесс создания оркестра — это тоже создание традиций. Сегодня в ЧГАКИ приходят три-четыре человека на место, а в соседних регионах вузы на бюджетные места абитуриентов не набирают. Я вот в бытность свою тоже приехал на Южный Урал, услышав челябинский оркестр.

Евгений Валерьев

За все время своего существования коллектив принял участие более чем в 15 конкурсах


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты