Монологи. В тоске по лишнему билетику

15 Июля 2014
Монологи. В тоске по лишнему билетику

Ирина Моргулес, обозреватель газеты «Южноуральская панорама»:

Ирина Моргулес, обозреватель газеты «Южноуральская панорама»:

 В тоске по лишнему билетику

Сгущались тени, и театральные ступени

Уж были зрителей полны,

К зениту приближалось лето,

А в кассе не было билетов,

Хотя билеты так нужны…

Надо же, вспомнилось. Где-то в шестидесятых было. Редакция областной молодежной газеты «Комсомолец» (имелась такая в Челябинске) принимала у себя труппу гастролировавшего Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, в те годы очень известного. Главным режиссером там был Геннадий Опорков, ведущей  актрисой — вскоре ставшая кинозвездой Лариса Малеванная. В труппе были популярнейшие тогда, еще не перебравшиеся в Москву Алла Балтер и Эммануил Виторган.

Так было принято: редакции газет обязательно приглашали к себе труппы гастролировавших театров, готовились к этим встречам: сочиняли и исполняли «капустники», у театров всегда были в запасе номера, которые у себя дома они показывали только узкому кругу «своих» зрителей.

Задерживались подолгу, расставались друзьями.

Череда каких театров прошла в эти годы перед челябинцами! Всех не упомнить, по порядку не выстроить: Малый театр, сроднившийся с нашим городом еще с эвакуации в военное лихолетье, ленинградские Большой драматический и Театр комедии, Моссовета, Театр Советской Армии, имени Маяковского, имени Пушкина, имени Станиславского, Сатиры, у Никитских ворот, имени Ермоловой, «Современник», МХАТ (еще до раздела)… Ничего не забыла?

А ведь были еще очень неплохие театры со всех просторов необъятной страны.

В пятидесятые, шестидесятые, семидесятые годы, насколько я помню, каждое лето было отмечено гастролями известных московских или ленинградских театров.

Гастроли эти были длительными, шли на двух сценических площадках. Сначала это были залы только что открывшегося театра оперы и балета и старого здания театра драмы (там теперь молодежный театр), после появления современного здания драматического театра основные гастрольные события разворачивались там.

За месяц выступлений на двух сценах театр успевал познакомить челябинцев практически со всем лучшим из своего репертуара плюс наиболее известные артисты выступали со своими творческими вечерами.

О том, какой именно театр приедет к нам грядущим летом, становилось известно где то в середине весны. Театралы, а их число оказывалось чуть ли не равным количеству горожан, да из окрестных городов и сел желающих попасть на спектакли было немало, начинали планировать свои графики будущих встреч с театром.

В трудовых коллективах составляли списки, подавали заявки на билеты задолго до того, как начнется торговля.

А в заветный день у кассы собирались очереди не меньшие, чем позже за спиртным или продуктами, но касса мало чем могла обрадовать. Еще до начала «свободной» продажи большая часть билетов была распространена через райкомы, горком и даже — обком партии. Начинались скандалы.

Но постепенно ажиотаж затихал, а наиболее опытные театралы знали, что часть билетов ждет своей очереди, чтобы быть «выброшенной» в ходе гастролей.

Где-то за пару недель до начала гастролей в Челябинск приезжал заведующий литературной частью театра. Это, как правило, были милые женщины-театроведы, задача которых подогреть интерес к театру перед самым приездом, а главное, познакомиться с будущими рецензентами, убедить их в том, что они будут иметь дело с одним из самых значительных творческих коллективов страны.

Это было очень важно. В советские времена многие, как правило, самые интересные спектакли пробивались на сцены театров с трудом. Очень часто причиной этому было: «Рабочий класс вас не поймет». Театры добивались разрешения везти идеологически сомнительный спектакль на гастроли. В газетах (а это были органы обкома партии или хотя бы комсомола) появлялись рецензии, где радостно хвалили спектакль. Театр, возвратившись в Москву или в особенно жесткий в идеологическом давлении Ленинград, предъявляли привезенную из Челябинска рецензию: «Вот как наш спектакль высоко оценили на Урале — опорном крае державы!»

И порой помогало. Хотя иногда предгастрольный ажиотаж бумерангом бил по театру, оказавшемуся не столь интересным, как ожидалось. Вокруг театра по вечерам становилось пустовато, кассы выбрасывали в продажу припрятанные для блатных билеты.

Вернувшись с гастролей, работники театра делились с коллегами из других коллективов впечатлениями, говорили, что Челябинск оказался по-настоящему театральным городом, где понимают, что чего стоит.

И репутация Челябинска как театрального города крепла год от года.

Потом все кончилось. Не в нашем городе только. По всей стране прекратились гастроли стационарных театров — это очень дорогое удовольствие, без помощи государства раньше не обходилось. И оставались нам за редким исключением лишь антрепризные спектакли: два стула, костюмы из подбора, взаимозаменяемые артисты, афиши без фамилии режиссера… Иногда, правда, среди них мелькало нечто путное, но основной поток…

В самом конце века прошлого и начале нынешнего гастроли стали редкими, как дожди в Сахаре, и короткими, подобно проблескам солнца в полярную ночь.

И если, например, на усеченные гастроли МХАТа стоило прорываться, то Таганка, приехавшая в нам впервые после своего рождения в 1964 году, была в периоде затянувшегося распада.

Исчезла традиция больших ежегодных гастролей, подросли, стали взрослыми люди, которые прошли мимо театра, он не стал для них жизненной необходимостью. Они не понимают, зачем нужно идти в какой то зал, чтобы вглядываться в маленькие фигурки людей вместо того, чтобы пользоваться преимуществами, что дает сегодняшняя видеотехника.

Они, не испытавшие того волшебства, которое происходит, когда протягиваются незримые, но ощутимые нити от тех, что на сцене, в зал, и от тех, что в зале — на сцену…

Если не привлекали названия могучих столичных гастролеров, имена больших мастеров, то на местные спектакли они, бедные, тем более не пойдут…

К чему я все это? К тому, что по слухам осень у нас будет насыщенно театральной. Три столичных театра предстанут перед челябинцами: наш добрый старый знакомый — Малый театр, Театр у Никитских ворот, запомнившийся когда то спектаклем по купринскому «Гамбринусу» и Театр-студия киноактеров, о сегодняшнем состоянии которого я лично пока ничего не знаю.

И вообще — что, где, когда все это будет, пока точно не известно.

Но что-то обещают…

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты