Высокий полет мастеров горы Магнитной
В Челябинске, впервые в новейшей истории, высадился столь масштабный творческий десант. Преподаватели, студенты и выпускники худграфа — факультета изобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственного университета — привезли для экспозиции свои блестящие работы, пожалуй, всех исконно уральских направлений декоративно-прикладного искусства
В Челябинске, впервые в новейшей истории, высадился столь масштабный творческий десант. Преподаватели, студенты и выпускники худграфа — факультета изобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственного университета — привезли для экспозиции свои блестящие работы, пожалуй, всех исконно уральских направлений декоративно-прикладного искусства.
Вчера в областном краеведческом музее открылась эта удивительная по уровню работ и широте направлений искусства выставка «Школа мастеров горы Магнитной». Какие же направления старинного искусства седого батюшки-Урала представлены на ней? Это прежде всего художественная ковка, златоустовская гравюра, ювелирная финифть, скань, филигрань, художественная всечка металлом по дереву. Представлен был навсегда забытый промысел — резьба по кости. Нельзя без восторга смотреть на образцы художественного эмалирования, шамотной керамики, фарфора, ювелирной эмали. Есть также резная и плетеная береста. И все богатство красочной росписи по дереву: урало-сибирская, городецкая, петряковская, северодвинская, борецкая и нижнетагильская художественная роспись.
Мой собеседник — великий энтузиаст своего дела профессор, доктор наук, член Союза дизайнеров России, заведующий кафедрой художественного металла и керамики Максим Соколов. Ему помогала его супруга — профессор, доцент этой кафедры Марина Соколова. Вот такой имеется в Магнитогорском университете замечательный творческий, преподавательский, семейный дуэт! Максим Владимирович давно и весьма успешно представляет свои работы на крупнейших всероссийских и международных художественных выставках. Не менее успешна в своей выставочной деятельности и Марина Станиславовна. Вместе с ними на кафедре также плодотворно работают их талантливые ученики — доценты и преподаватели Ирина Кочеткова, Ольга Вандышева, Антонина Герасимова, Олеся Шиллер.
Рассказ профессора Соколова в зале был подобен возвышенной поэтической новелле. Например, петряковская роспись по дереву выполнялась исключительно… кошачьими кистями. То есть домашние васьки и мурлыки внесли и вносят по сию пору свою лепту в декоративное искусство. Века назад дома расписывали целиком от конька до завалинки, оказывается, на громадной территории Урала — от Перми, Алапаевска до нашего Троицка. В моде была такая роспись и в старинном уезд¬ном Челябинске.
Есть и современные виды прикладного искусства, как, например, фьюзинг — особое наплавление стекла разного цвета в печи. А вот чашечки, выполненные в стиле златоустовской гравюры, на каждой из которых сверкают еще по 72 кристалла-фианита, завоевали гран при международной выставки. Этот бесподобный по изяществу и красоте набор предметов «Урал промышленный» язык даже как-то и не повернется назвать столовым набором. Это была дипломная работа выпускницы кафедры — студентки Алены Кучиной. Ничего себе дипломчик — из золота с фианитами! Замечу, что генеральный директор одной из фирм в Златоусте по производству гравюры Нина Лахтачева, тоже выпускница Магнитогорского худграфа. Впечатляет курсовая работа студентки Насти Витик. Четыре с лишним года она специализировалась в ювелирном искусстве, а сейчас решила, что ее дело — скульптуры, барельфы, композиции из шамота. Доказательство правильности столь неожиданного переключения — прекрасная работа Насти, шамотовая композиция «Венеция». Студенты Юрий Афанасьев, Евгений Вандышев и Анна Клочко в свое время завоевали за свою работу диплом высшей пробы на всероссийской выставке «Ювелирное искусство России» в Москве.
Среди русских народных мотивов вдруг прорвались… африканские! Оказывается, студент Сергей Малков еще ребенком побывал с родителями в Африке. Кованый стул, который представил Сергей, чисто африканский по стилю, хотя и сделан в Магнитогорске.
Украшения женского платья — обереги, которые сделала в стиле златоустовской гравюры студентка Анна Обертас, нигде больше не увидите. Поскольку они уникальны, авторская разработка и авторское исполнение.
Поделиться