Красота металла
В руках настоящего мастера обычная стальная полоска «черного металла» может превратиться в подлинное чудо — драгоценное произведение искусства.
Такую редкостную метаморфозу можно увидеть в кузнице челябинца, члена Союза художников России Флорита Хамадиева. Здесь установлен горн с «ветродуйкой» для разогрева до солнечной яркости стальных заготовок. Рядом — наковальня с набором различных молотов, а в углу вдобавок еще и станок — пневматический молот.
За 35 лет работы челябинский мастер отковал более сотни стальных шедевров
В руках настоящего мастера обычная стальная полоска «черного металла» может превратиться в подлинное чудо — драгоценное произведение искусства.
Такую редкостную метаморфозу можно увидеть в кузнице челябинца, члена Союза художников России Флорита Хамадиева. Здесь установлен горн с «ветродуйкой» для разогрева до солнечной яркости стальных заготовок. Рядом — наковальня с набором различных молотов, а в углу вдобавок еще и станок — пневматический молот.
Фокусы у молота
Усилие пневматического молота — сотни килограммов. Вмиг превратит стальную чушку в тоненький листочек! Казалось бы, какую ювелирную работу можно производить на такой железной махине, пропитанной запахом масла. Только чуть нажал на педаль привода, как массивный боек обрушивается всей своей мощью в поставленную мишень! Но кузнец Флорит Хамадиев показывает гостям свое виртуозное владение этим молотом. Ставит в качестве мишени открытый коробок спичек и ювелирно отработанными ударами гидромолота аккуратно его... закрывает. Ни одна спичка, как и сам коробок, после серии снайперских ударов не повреждены.
Так же точно рассчитывает силу удара молота кузнец-художник, когда отковывает задуманную вещь.
Это может быть стальная роза, выкованная из одной — единой полоски стали безо всяких «фокусов» вроде сварки, обработки металла напильниками, обточки деталей на станке... Подчеркиваю еще раз — изящная роза рождается только от работы молотом. Каждый затейливый лепесток розы появляется в огне горна и под его ударами.
Добавлю к этому, что технология ковки розы авторская, нашего челябинского умельца. Сейчас, конечно, многие ведущие кузнецы художественной обработки металла в России технологию Флорита освоили, ведь он ее не раз показывал на международных фестивалях. Одну такую свою кованую розу Флорит лет пять назад подарил мне. Она стоит у меня на рабочем столе и неизменно изумляет всех посетителей редакции. Немногим понятно, что эта роза художественной ковки, а не отлитая, например, из пластичного чугуна методом знаменитого каслинского художественного литья.
Птица счастья
В подмосковной Салтыковке однажды на очередной, пятый фестиваль художников-кузнецов собрались настоящие асы. Можно только представить, какой гул молотов стоял в окрестностях во время показательных мастер-классов и состязаний кузнецов в их непростом искусстве! Именно там наш Флорит показал высочайший класс — среди десятков лучших художников-кузнецов страны он занял первое место. Что и подтверждает диплом первой степени, что висит в его мастерской среди живописных работ, линогравюр, офортов, рисунков карандашом. А также рисунков в сложнейшей и трудоемкой манере — пером и тушью.
Один из излюбленных мотивов в творчестве кузнеца — изящные цветы, всевозможные фигурные решетки, люстры, светильники-бра и, главное, что греет душу художника, — птицы. Именно стальной кованой композицией — стремительно летящей птицей, обрамленной кругом-солнцем некогда покорил Флорит строгое жюри международного фестиваля кузнецов в Подмосковье. «Птица в круге» стала своего рода птицей счастья уральского кузнеца, принесла ему абсолютную победу на фестивале страны. Сейчас она кочует по столичным выставкам и музеям.
Любой желающий может увидеть кованые работы художника-кузнеца, они украшают интерьеры и фасады зданий. Перечислю некоторые из них. Это весьма масштабные художественные композиции из неподатливого металла. Знаменитый многометровый символ медицины на фасаде Челябинской горбольницы № 1, композиция «Птица-сказка» — она «ростом» в полтора метра, украшает интерьер дома культуры «Победа» в Челябинске. А декоративная композиция «Поросль» выросла вообще на три с половиной метра! Можно только представить, какой колоссальный труд вложен в такие масштабные работы! Например, двухметровую композицию — напольный светильник с применением керамики и уральского минерала — оникса, занял в работе у наковальни около полугода!
В Аше установлена композиция «Ростки», в музее Кыштыма объемная работа «Памяти узников войны», «Поросль» прописалась в Уфе, украшены челябинский Дворец пионеров, музей в Верхнем Уфалее. На челябинской Кировке можно отдохнуть на кованых скамейках под изящными стальными светильниками и часами — это тоже появилось в кузнице мастера...
Все перечислить затруднительно — за 35 лет работы Флорит отковал более сотни стальных шедевров.
В последние годы появился заметный спрос на декоративные лестницы, мостки через ручейки, ограды, затейливые флюгера-кораблики на коньки крыш особняков.
Путь к металлу
Свой путь в довольно сложном направлении искусства Флорит начал в 1967 году, поступив в Свердловское художественное училище. Затем — отделение художественной обработки металла в Ленинградском высшем художественном промышленном училище имени Веры Мухиной. Параллельно — учеба в Пскове у знаменитого на всю страну кузнеца-художника и архитектора Всеволода Смирнова.
Потом Челябинск, Союз художников, непростая стройка во дворе мастерских художественного фонда собственной кузни. Снаружи она выглядит совсем непритязательно. Стоит только удивляться, как в такой совершенно невеликой кузнице рождаются такие объемные и масштабные шедевры из стали!
И стройку, и оснащение кузни, горн, пневматический молот, кокс, покупка заготовок нужной марки стали — все это приходится Флориту доставать за свои деньги. Никто особо не помогает — видимо, пока что меценатов на Урале немного. Сколько забот, чтобы раздобыть, например, дорогой и дефицитный кокс или необходимые марки стали... Удивляюсь, как при таком напряге у кузнеца хватает сил, таланта, времени создавать такие кованые композиции, что люди только восхищенно ахают.
Александр Чуносов,
фото автора
Поделиться

