Миниатюрная работа
30 апреля в Челябинске стартует одно из ярких культурных событий в жизни города — Всероссийский фестиваль молодежных и студенческих театров «UniFesT-2013».
Южноуральцы смогут увидеть спектакли малых форм на «Унифесте»
30 апреля в Челябинске стартует одно из ярких культурных событий в жизни города — Всероссийский фестиваль молодежных и студенческих театров «UniFesT-2013».
«ЮП» поговорила с его организатором и худруком студии-театра «Манекен» ЮУрГУ Владимиром Филоновым о том, как будет устроен театральный форум, чем молодежный коллектив должен уметь поразить зрителя и почему студенческие спектакли чаще подвержены творческим изменениям, нежели работы профессионалов.
Театры малых форм
— Открытие фестиваля состоится в актовом зале ЮУрГУ, — рассказывает Владимир Федорович. — В этом году Южно-Уральскому государственному университету исполнилось 70 лет, а театру «Манекен» — 50. Мы планируем официальную часть «Унифеста» посвятить этим двум юбилейным датам.
Сам фестиваль будет отличаться от предыдущих по нескольким параметрам. Во-первых, в этом году он будет носить статус не международного, а всероссийского. Это во многом связано с тем, что на приглашение зарубежных коллективов нужны средства, а их особо никто не выделяет. Во-вторых, приедет много новых коллективов — из Миасса, Тюмени, Перми. Это так называемые театры малых форм, у которых спектакли длятся не больше 20—30 минут. Такая продолжительность постановок берет свое начало со времен СТЭМа — студенческого театра эстрадных миниатюр. (Сейчас эту нишу, правда, занял КВН) Что касается театров, то они обращаются к такому хронометражу, если у ребят не хватает времени и сил на большую постановку. Спектакли в таком случае делаются по коротким произведениям. Например, у нас на фестивале будут постановки по рассказу Ивана Бунина «Кавказ», Анны Кузьминской «Китай» и так далее.
Инициировать новую волну
— Откуда возникла потребность в приглашении молодых коллективов? Когда мы только затевали первый «Унифест», а потом организовали Ассоциацию студенческих театров России, возник костяк из 10—15 театров, которые сейчас занимают лидирующие позиции на различных фестивалях. А вот новые коллективы на этих творческих форумах появляются редко. Поэтому мы решили инициировать возникновение новой волны студенческих театров.
На «Унифесте» будут коллективы, которые существуют один или два года, и которые я рассматриваю, как некую перспективу развития студенческого театрального движения. Общение молодых театров с опытными может поспособствовать появлению у первых творческого куража, который приведет к интересным результатам.
Площадка для эксперимента
— Помимо этого на «Унифесте» пройдет конференция, посвященная итогам фестиваля. На ней мы хотим уделить внимание обсуждению репертуарной политики молодежных театров. Я хочу, чтобы на стыке разных позиций возник разговор о том, чем должен заниматься студенческий театр, что его интересует. Ведь, как мне кажется, студенческие коллективы должны делать такие вещи, про которые потом будут много говорить. Это либо какие-то яркие истории социальной направленности, либо поиск формы, но не осторожный, а наоборот, очень экспериментальный. В том числе студенческий театр не должен бояться брать такой литературный материал, который никогда не возьмет театр профессиональный. В свое время драма абсурда, например, попала во «взрослые» театры из молодежных. Славомир Мрожек, Эжен Ионеско были авторами, с которыми изначально работали как раз студенческие театры.
Поиск новой формы
— Спектакли молодых коллективов гораздо чаще подвержены изменениям, нежели в театрах «взрослых». Здесь есть несколько важных моментов. Ребята, которые занимаются в студенческом театре, непрофессионалы, поэтому, с одной стороны, им не хватает умения удерживать форму, с другой — они норовят разобраться в литературном материале все глубже и глубже. И это погружение в суть того, что они делают, естественным образом развивает спектакль: он начинает меняется. Меняется с точки зрения углубления взаимоотношений между персонажами, поиска новой формы. Поэтому так и интересно этим заниматься. Потому что все это делается не ради театрального проката и зарабатывания денег, а ради поиска истины, сути в том или ином произведении, проблеме.
Плюс, если в профессиональном театре происходит замена актера, то новый артист, как правило, повторяет рисунок роли актера предыдущего, поэтому у постановки в точности сохраняется форма. А здесь любой новый человек в спектакле привносит свою личность, свою темпоритмическую и психофизическую составляющую. Так что спектакль очень часто меняется от того, что новый человек приходит. А в студенческом театре это нередкое явление. Бывает, впрочем, и так, что человек уходит, а на замену ему некого поставить, и спектакль умирает.
Экспертный совет
— Председателем экспертного совета «Унифеста» будет Михаил Чумаченко — педагог из ГИТИСа, режиссер, президент Ассоциации студенческих театров России. Он сейчас один из главных специалистов по молодежным театрам в стране. Михаил Николаевич смотрит большое количество спектаклей, очень качественно их разбирает, дает советы. Его приезд в Челябинск спонсирует Союз театральных деятелей России, который вместе с ЮУрГУ и Ассоциацией студенческих театров России осуществляют нам очень сильную поддержку. В остальном приходится изыскивать свои средства.
Кстати, помимо «Унифеста» в регионах России проводится еще несколько фестивалей студенческих театров, которые заслуживают внимание: «Театральная революция» в Тюмени, «Встречное движение» в Кемерово и «На Галерке» в Екатеринбурге.
МНЕНИЕ
Любовь Лешукова, режиссер и руководитель тюменского театра «Мимикрия»:
— «Унифест» — фестиваль с особой атмосферой и большой душой. Будучи руководителем молодежного коллектива, я бы хотела отметить важность фестивального движения, для развития и роста любительских и учебных театров. Один из путей развития и становления молодежного любительского театра — это возможность общения с другими коллективами, что максимально проявляется при участии в фестивалях.
Также фестиваль — это площадка для представления творческих исканий театра. Возможность роста и проверки своего мастерства. Часто у любительского театра возникает своя аудитория, так сказать, благодарная публика, а на фестивале есть возможность играть для публики, которая не знакома с театром, и проверить верность направления своей деятельности.
Плюс фестиваль это обмен опытом, всегда есть коллективы, у которых можно поучиться, услышать мнение мастеров о своем творчестве и, наконец, понять, что еще есть куда стремиться. Так что фестиваль дает возможность театру окрепнуть, повзрослеть и поверить в свои силы.
Поделиться

