Кинополе для эксперимента

4 Июля 2013 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич
Кинополе для эксперимента

В челябинском кинотеатре имени Пушкина стартует ретроспектива фильмов великого американского режиссера Вуди Аллена. Наверняка много зрителей она не соберет, но свою аудиторию точно привлечет.

Как привлечь зрителя на некоммерческие фильмы


В челябинском кинотеатре имени Пушкина стартует ретроспектива фильмов великого американского режиссера Вуди Аллена. Наверняка много зрителей она не соберет, но свою аудиторию точно привлечет.


Стоит отметить, что кинотеатр имени Пушкина не единственная площадка в городе, которая специализируется на показе некоммерческих фильмов. Мы постарались разобраться в том, как  такие культурные центры привлекают к себе зрителей.


«К нам приходят эстеты»


Наталья Бычкова, администратор по кино кинотеатра имени Пушкина:

— По какому принципу у нас формируются ретроспективные показы? При их составлении я ориентируюсь на рейтинги «Кинопоиска» и IMDB. Выбираю фильмы с самым высоким рейтингом, те, что по идее должны понравиться людям. То есть, да, использую такой народный подход. Кинотеатр имени Пушкина — единственный в городе кинотеатр, который постоянно показывает современное авторское кино. Артхаусные, документальные фильмы, короткометражки — это все наш формат.


На документалки ходят, но хуже, чем на игровое кино. В прошлом году я показывала картины с фестиваля документального кино «Флаэртиана» (его город Пермь организует), так вот на этих работах было мало народу, хотя фильмы были неплохие. Не любят у нас документальное кино.


Одним из по-настоящему успешных документальных проектов, кстати, оказался «Самозванец» Барта Лэйтона. Это история молодого человека, который выдавал себя за когда-то умерших детей и приживался в их семьях. Почему на него пошли зрители? Он очень остросюжетный, в нем есть загадка, а ведь это то, что любят люди.


Сейчас у нас в репертуаре нет современных русских фильмов, потому что ничего толком не выходит — я имею в виду из авторских вещей. Будем ли мы брать фильмы с прошедшего недавно «Кинотавра», пока не знаю. Вообще европейское кино, конечно, пользуется большей популярностью, чем русское. Хотя фестиваль «Полный артхаус», на котором показывали как раз отечественные картины, люди неплохо посещали. Но то были фестивальные показы. Мне самой, кстати, больше нравятся современные европейские фильмы — например, комедии. Впрочем, встречаются и очень хорошие документалки. На меня произвели впечатления две: одна про Боба Марли, другая про Джорджа Харрисона (ее Мартин Скорсезе снял). И хотя у обоих фильмов внушительный хронометраж, смотрятся они на одном дыхании.


Также нравится смотреть сериалы (любимый — «Клиника»). У нас, кстати, недавно в кинотеатре прошел эксперимент: мы показывали на большом экране сериал «Друзья». И он очень хорошо пошел. На «Друзей» пришли люди, которые, как правило, смотрели его в детстве по телевизору. Так что я хочу попробовать еще какие-то подобные ностальгические проекты запустить. Но не в ближайшее время. На ближайшие пару месяцев задумок никаких нет. А вот в сентябре посмотрим…


Вообще, мы такие киноэксперименты стараемся как можно чаще проводить. Стараемся привлечь людей в кинотеатр любыми способами. Отсюда берутся фильмы-концерты, сериалы, «Ночи кино» и программа «Таинственный киносеанс». Это все просто способы для привлечения людей в кинотеатр. Очень тяжело работать со зрителем в эпоху широкополосного Интернета. Мы не можем угнаться за сетью по объективным причинам. Так что к нам по большому счету приходят эстеты. Люди, которым импонирует сама эстетика просмотра фильма на большом экране. В среднем, например, в кинотеатре имени Пушкина непопулярный киносеанс посещают человек сто. Фестивальное кино не привлекает толпы. На него ходят любители.


«Наша ниша — кинопросвещение»


Тамара Мордасова, директор «Кинообразовательного центра имени Леонида Оболенского»:

— Мы называемся «кинообразовательным центром», так что само название обязывает нас заниматься определенным уровнем общения с публикой. Какие-то профессиональные образовательные задачи мы перед собой ставить не можем, поэтому наша ниша — это кинопросвещение. Поскольку мы базируемся в музее-квартире Леонида Оболенского — человека, который посвятил себя кинематографу — мы занимаемся пропагандой хорошего кино. Термин «хорошее кино» понимаем достаточно широко.


Так, например, у нас есть специальный день для показа отечественных картин — среда. Каждую среду в постоянном режиме у нас работает киноклуб под названием «Наше кино». Его программа формируется по следующему принципу: мы чередуем показ отечественной киноклассики с современными русскими фильмами. Тот же принцип используем и в отношении зарубежного кинематографа. Этот цикл мы условно называем «Кино без границ», показы проходят по субботам. В нем также классика чередуется с современными лентами. Как правило, это не коммерческие картины. Однако мы делаем исключение для коммерческого, жанрового кинематографа в том случае, когда такой фильм несет в себе гораздо более глубокое послание, чем принято в обычных масскультных произведениях.


Как организуется показ? У нас есть ведущий — писатель Владимир Михеев, который курирует оба цикла. Каждый показ состоит из вступительного слова, просмотра фильма и обязательного обсуждения картины. Оптимальная, известная модель, которая была принята в свое время в киноклубах. Может быть, у нас она даже более въедливая, потому что наши встречи носят очень камерный формат. Пространство определенным образом формирует аудиторию и характер общения. При этом стоит отметь, что бесплатные кинопоказы проходят постоянно. Кроме того, у нас проводятся авторские семинары. Причем они длятся не день и не два. Они, например, могут продолжаться в течение трех месяцев. Такой цикл семинаров есть у известного челябинского киноведа Ольги Конфедерат — это специалист высочайшего класса. У нее своя аудитория. Это люди, которые хотят себя реализовать в гуманитарной, искусствоведческой среде, молодые философы или просто синефилы. Начиная с сентября прошлого года ее семинары проходят по четвергам. Также у нас в киноцентре работает авторский философский клуб, который ведет писатель, культуролог Николай Болдырев. У него тоже было несколько направлений, связанных с кинематографом.


На эти мероприятия, как правило, приходит молодежь: студенты, молодые специалисты. А еще у нас есть возрастной клуб «Кентавр», который имеет давнюю историю. Он возник в 60-е при кинотеатре имени Пушкина. Потом был закрыт. И возрожден только в начале двухтысячных, когда мы проводили фестиваль «Новое кино России». Я постаралась собрать эту публику, интеллигентов-шестидесятников, вместе. У них есть тоже свой день — четверг. Однако в отличие от молодежи, они собираются не вечером, а днем. Вообще же, в таком камерном пространстве, как наше, волей-неволей возникает очень домашняя атмосфера. Плотный круг людей, который ходит в киноцентр имени Оболенского постоянно.


«У нас работает киноклуб»


Владимир Коростылев, директор кинотеатрального объединения «Кировец»:

— Кинотеатр возродился не так давно, но мы уже вовсю показываем фильмы. В большом зале стараемся демонстрировать какие-то классические картины, устраиваем ретроспективные показы. Например, в июле у нас запланированы «Кабаре» Боба Фосса, «Сталкер» Андрея Тарковского, «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана.


Фильмы нам эти предоставляет Областной киноцентр имени Сергея Герасимова, то есть мы их показываем с пленки. В будущем хотим, чтобы вокруг нашего кинотеатра сформировалось какое-то зрительское сообщество. Чтобы после показа фильмов были их обсуждения. Возможно, введем формат кинолектория. С сентября мы очень плотно этим займемся.


Кроме того, в малом зале у нас работает киноклуб. Пока там, правда, никаких показов не будет. Лето — мертвый сезон. Но думаю, чем дальше, тем чаще там будут демонстрироваться картины киноклубного формата.



ЦИФРЫ

75 лет назад в Челябинске начал работать кинотеатр имени Пушкина, первый двухзальный кинотеатр в СССР, построенный в конструктивистском стиле.

12 кинотеатров работают в Челябинске, таким образом город занимает седьмое место среди самых обеспеченных кинотеатрами городов-миллионников в России.

60-80 рублей — столько стоят билеты на просмотр фильмов в большом зале недавно возродившегося кинотеатрального объединения «Кировец».

370-640 руб. — стоимость билетов на просмотр фильмов в зале IMAX в кинотеатре «Синема-Парк». IMAX — технология крайне четкого изображения и хорошего звука.


Поделиться

01.05.2024 | 18:17
Маша и ее роли. Звание и юбилей актрисы Камерного театра

В самом названии Челябинского камерного театра уже заложено, что он маленький. Это так, если брать в расчет количественный состав труппы и квадратные метры помещений.

26.04.2024 | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты