Музыкальная индустрия Челябинска - Часть 2 - Там, где пляшут и поют

11 Февраля 2010 Автор: Трунов Василий Павлович
Музыкальная индустрия Челябинска - Часть 2 - Там, где пляшут и поют

Последние двадцать лет в Челябинске остро стоит вопрос о строительстве профессиональных концертных площадок. Доморощенным талантам негде проходить обкатку, приезжим звездам сложно найти подходящий для гастролей зал. «ЮП» выяснила, почему местные власти не возводят крупный культурный комплекс, а малому бизнесу трудно окупить открывающиеся заведения с живой музыкой.

Последние двадцать лет в Челябинске остро стоит вопрос о строительстве профессиональных концертных площадок. Доморощенным талантам негде проходить обкатку, приезжим звездам сложно найти подходящий для гастролей зал. «ЮП» выяснила, почему местные власти не возводят крупный культурный комплекс, а малому бизнесу трудно окупить открывающиеся заведения с живой музыкой.

Русский авось

В 2004 году в ДК «Смена» возник рок-клуб «Скала». В нем выступали местные команды и иногда — приезжие звезды, на большинстве субботних концертов которых… висели разноцветные воздушные шары. Все просто: площадка принадлежала министерству образования и науки Челябинской области, и по воскресеньям на ней проводились детские утренники.
— Мероприятия не приносили дохода, — вспоминает один из основателей «Скалы» Александр Файрузов. — Аренда помещения и звука выходила в 30 тысяч рублей, гонорар артиста, например группы Lumen, в то время стоил столько же. Мы делали билеты по 250 рублей и с трудом срабатывали «в ноль». Любой площадке, предназначенной для живых концертов, приходится переходить на попсу. В Новосибирске есть отличный клуб Rock City. Чтобы выжить, он с понедельника по субботу устраивает дискотеку 80-х, студенческую «халяву» и вечеринки в стиле диско.


Теоретически поставить качественный звук можно и в помещении с плохой акустикой, благо на местном рынке присутствуют вполне профессиональные агентства.


— Организаторы приходят к нам с техническим заданием, — объясняет специфику работы главный инженер и владелец компании United Sound Валерий Беспалов. — Узнаем, что за группа играет, смотрим ее райдер. Прокат оборудования для средней площадки (например, ЦДС) стоит от двадцати до сорока тысяч рублей. В год мы обслуживаем примерно сорок концертов. С учетом постоянных поломок техники и затрат на новое оборудование прибыльным наш бизнес не назовешь.
При наличии денег сделать качественный звук несложно. Труднее создать атмосферу. Для этого необходим профессиональный концертный клуб, которого у нас просто не существует. В его отсутствии Александр Файрузов отчасти винит местные власти: «Хочешь построить площадку, будь добр участвовать в спонсорских движениях во благо Челябинска, оплачивать приезды звезд к Дню города или расширять дороги». Еще одной весомой причиной становится нехватка грамотных музыкальных менеджеров.


— У нас все делается на русский авось, — полагает Александр. — Взять хотя бы организаторов рок-концертов. Они договариваются со звездой, занимают денег, влезая в долги, и в конечном счете прогорают. Пока мы не научимся подходить к музыкальной индустрии как к бизнес-проекту со своей финансовой сметой, толку не будет.


Дешевые европейские звезды


С Александром Файрузовым соглашается руководитель агентства Samolet Максим Ляшенко, организующий концерты альтернативных команд.
— На рок-проекты спонсоров найти невозможно, кредит в банке не дают, — говорит он. — Мы занимаем деньги у знакомых, вкладываем их в концерт. На сегодня по восьми из десяти мероприятий уходим в минус. На выступлении легендарной британской рок-группы The Exploited мы потеряли около ста тысяч рублей. Вложились в звук и райдер артистов. Но есть музыканты, которые не требуют, чтобы их поселили в хорошей гостинице. Они готовы жить на съемной квартире и кушать домашнюю пищу.


Работа на энтузиазме приносит определенные плоды. В начале века на сейшены, которые проводились раз в полгода, собиралось около 150 человек. Сейчас подобные вечеринки устраивают каждый месяц, а народу на них приходит больше. Аудитория формируется и расширяется.


— Некоторые зрители сами отпечатывают афиши и расклеивают их по городу, — продолжает Максим. — Просто им в кайф быть причастными к организации альтернативного концерта. Основная же рекламная кампания осуществляется через социальную сеть «Вконтакте.ру».


С европейскими артистами Samolet договаривается через букинг-агентства из Москвы, Санкт-Петербурга и Германии. В гонорар звезды включены визовые сборы, перелет, райдер и вознаграждение посредника. В среднем агенты зарабатывают от десяти до пятидесяти процентов с общей суммы. Как правило, проблем с приездом зарубежного коллектива не возникает. Например, гонорар шведской команды Sonic Syndicate составляет примерно две тысячи долларов. Для сравнения, выходцы из Кургана — группа «Психея» — стоят на 500 долларов дороже.


С 80-х годов Челябинск считается самым «проседающим» городом на Урале. Концерты у нас отменяют довольно часто из-за низких продаж билетов. Максим Ляшенко связывает это отчасти и с отсутствием специализированных площадок.
— В соседнем Екатеринбурге есть рок-клуб «Нирвана» и Tele Club, — отмечает Максим. — Аренда последнего стоит чуть дороже, чем «Галактики развлечений» (примерно 60 тысяч рублей за вечер), но свердловская площадка превосходит нашу на несколько голов. Чаще всего нам приходится проводить концерты в ДК «Искра» (цена вопроса вместе со звуком и светом для постоянных клиентов составляет 45 тысяч рублей). Наш зритель ощущает себя в нем более комфортно, нежели в ночных клубах. Причина в толерантной охране и недорогом баре.


Болтать — не строить


Нехватка профессиональных кон-цертных площадок сказывается и на бизнесе крупных гастрольных организаций, привозящих звезд первого эшелона. По словам одного из руководителей кон-цертного агентства (попросившего не называть его имени), главными залами на сегодняшний день стали ЦДС (стоимость аренды 65 тысяч рублей), театр драмы имени Наума Орлова (200 тысяч рублей) и театр оперы и балета (200 тысяч рублей. Цены указаны без учета затрат на звук и свет. — Прим. авт.). На всех площадках количество посадочных мест примерно одинаковое — порядка 850. Для раскрученного артиста — немного. Но вариантов у организаторов не остается. Собрать более вместительный дворец спорта «Юность» (5,5 тысячи мест в концертном варианте) отечественным звездам просто не под силу.


— Даже на концерте Аллы Пугачевой, во время ее прощального тура, остались свободные места, — рассуждает источник. — При этом на выступлении примадонны присутствовало множество приглашенных людей. Городу жизненно необходима профессиональная площадка на тысячу посадочных мест.


Пару лет назад в Челябинске поднимался вопрос о строительстве функционального концертного зала на полторы-две тысячи человек. Инициатором выступало ОАО «ЧТПЗ». Этот факт нашему корреспонденту подтвердили в пресс-службе предприятия. Сооружение планировалось возвести на берегу реки Миасс, на пустующем полигоне за цирком. По слухам, финансовая смета составляла порядка тридцати миллионов долларов. Но проект был заморожен из-за финансового кризиса. «На текущий момент вопрос о строительстве крупного или малого зала не стоит, энтузиастов пока нет», — сообщил «Южноуральской панораме» вице-мэр по социальному развитию Вадим Евдокимов.


Генеральный директор Челябинского концертного объединения Алексей Пелымский призывает власти самостоятельно искать деньги на строительство культурного комплекса.


— Два года назад на государственном уровне обсуждался вопрос о создании в крупных городах больших концертных залов за счет средств из федерального и областного бюджетов, — отмечает Алексей Николаевич. — Реализовать программу помешал пресловутый кризис. Мы еще в конце 80-х годов ставили вопрос о строительстве площадки на 1800 мест и малыми залами, человек на триста. В них могли бы выступать рок- и джазовые коллективы. Культурным комплексом должны управлять грамотные музыкальные менеджеры.


По словам Пелымского, возвести объект можно за два года. Цена вопроса составит полмиллиарда рублей. Но сложность не только в поиске кругленькой суммы, но и в дефиците земли в центре Челябинска.
— Еще и органный зал могут передать местной православной епархии, — возмущается Алексей Николаевич. — Хотя церковь никаких претензий к нам не имеет. Ситуацию нагнетают недобросовестные журналисты и несколько старушек, митингующих у храма. Можно передать здание церкви, но при условии, что в Челябинске возведут культурный комплекс, в котором будет свой органный зал.


Золотые залы и нечестная конкуренция


Еще одним препятствием для гастрольного бизнеса служит дороговизна площадок. Например, аренда Челябинского театра драмы эквивалентна стоимости организации концерта в знаменитом столичном Театре имени Моссовета. Он, к слову, располагается в центре Москвы.


— Аренда высчитывается из коммунальных услуг и зарплат сотрудников, — говорит директор ОАО «ЦДС» Станислав Котик.

— Больших денег мы на концертах не зарабатываем. Средняя прибыль за год составляет всего 150 тысяч рублей. Эти средства в основном уходят на ремонт помещений. Публика встречается буйная. Могут бачок в туалете испортить или стулья в зале сломать.


По мнению Станислава Котика, жизненной необходимости в новой профессиональной площадке челябинцы не испытывают.
— С учетом наших реалий в концертном зале на 1800 мест в среднем за год будет проходить не больше семи мероприятий в месяц, а значит, комплекс не сможет самоокупаться, — подмечает директор ЦДС. — Зарплату работникам нужно платить регулярно, следовательно, площадка станет очередным балластом области или города. К тому же в Челябинске нет столько любителей музыки. В ЦДС лишь на пять процентов мероприятий продаются все билеты.


Отечественных звезд в Челябинск регулярно привозят три гастрольные организации: «Мир шоу», «Овация» и «МаэстрО». По нашим данным, около года назад возникла идея выработать корпоративную этику и на встречах обсуждать планы проведения мероприятий. Предложение, правда, особого энтузиазма не вызвало. Агентства продолжают заявлять события в один промежуток времени, отбивая друг у друга зрителя.


Ненадежные рокеры


Площадки, на которых проводятся живые концерты, в Челябинске все же возникают. Периодически мероприятия устраивают в бистро «Подземка», ресторане «Дынц-дынц» и клубе «Такси-блюз». Впрочем, назвать их профессиональными залами можно лишь условно.


В мае 2009 года закрылся клуб «Светлое прошлое». Небольшая площадка (на сто человек) просуществовала десять лет на базе филиала РГТЭУ (Российский государственный торгово-экономический университет). На ее сцене выступали уральские барды и доморощенные рок-коллективы.


— Мы предоставляли группам неплохие условия, — вспоминает бывший арт-директор клуба Мария Гришина. — Не брали с них деньги за аренду и полностью отдавали выручку с входа. Сами зарабатывали «на кухне». Это было рискованно. На местных рокеров собирались бедные студенты, которые не планировали тратиться в баре и пытались пронести пиво в рюкзаках.


Сотрудники заведения с теплотой вспоминают о таких коллективах, как «Естественный Zагар», «Роли исполняли», «Встреча рыбы», «Между вторниками» и «Цэ.Пэ». Их выступления проходили успешно. Правда, с другими южноуральскими талантами порой случались неприятные инциденты.


— Некоторые команды пропадали и попросту не приезжали на свой сольный концерт, — отмечает Мария Гришина. — Встречались ребята, которые, увидев, что на них пришло всего пять человек, психовали и крушили стулья и столы. С каждым годом список музыкантов, с которыми мы хотели сотрудничать, сокращался. Этот фактор и увеличение арендной платы повлияли на закрытие клуба.


По мнению Марии Гришиной, чтобы небольшая площадка могла существовать, ее владельцам следует раз в два года менять интерьер и формат. В противном случае заведение перестанет пользоваться спросом.
Не за идею, а за «капусту»


Напротив гардероба в клубе «Бешеная собака» висят анонсы концертов Сергея Галанина, Евгения Маргулиса и группы «Чиж и Ко». Среди них затесался постер кинофильма «Кромовъ». Наверное, чтобы посетители не забывали, кто хозяин заведения, — Константин Филимонов, известный кинопродюсер и вообще человек разнообразных талантов.
За барной стойкой сидит управляющий клубом Вячеслав Медведевский. Мужчина в стильном сером костюме исподлобья поглядывает на висящие над потолком мониторы. С экранов западные рокеры, размахивая волосами, ревут о большой и чистой любви.


В отличие от «Светлого прошлого» «Бешеная собака» — продуманный бизнес-проект. Работают здесь не за идею, а за длинный доллар. Заведение ориентировано на взрослых мужиков, которые пьют дорогие крепкие напитки. В клубе играют уже зрелые группы: «Братья Енотовы», «Элвис», «Жара» и другие. Музыканты получают деньги с входа. Стоимость билета составляет сто рублей. Концерты проходят каждый день. В среднем на них собираются 50—60 человек.
Звук в клубе действительно первоклассный. На оборудование здесь не поскупились, вложив в технику порядка пяти миллионов рублей. «Сам Маргулис отмечал, что уровень у нас европейский», — хвастается Вячеслав Медведевский.
Управляющий клубом «Бешеная собака» — музыкант с двадцатилетнем стажем. Раньше тоже играл по кабакам в группе «Ретро». Говорит, что знает, как и публику порадовать, и денег заработать.


— Я большинство демонстрационных дисков выкидываю в мусорку, — продолжает Медведевский. — Не потому, что музыканты плохие, а потому, что на них не заработаешь. Начинающим коллективам советую свои посиделки дома устраивать. Будет кучковато и интересно.
Выходит, что молодые группы на качественные площадки не пускают. Им приходится выступать по кабакам и кафе. Зачастую сталкиваясь с отвратительным звуком. Вопрос о строительстве крупного культурного комплекса в Челябинске по-прежнему стоит остро. О нем мечтают зрители, музыканты, организаторы концертов и даже чиновники. Так в чем же дело? Почему медлим?


ВАСИЛИЙ ТРУНОВ,
vertigosmi@mail.ru


Поделиться

Сегодня | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

Вчера | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

29.09.2011 | 11:00
Как обуздать «реального пацана»?

Актриса Марина Федункив о материнской доле и культурной роли

17.09.2011 | 12:18
Борьба за жизнь

Челябинск увидел битву на поясах

Новости   
Спецпроекты