Виртуальный оракул. Челябинские ученые начинают предсказывать будущее
Разработанные учеными алгоритмы могут помочь медикам прогнозировать появление различных болезней, находить аномалии в данных таких областей, как медицина, биология, генетика, метеорология.
Например, автоматизированное изучение данных оцифрованных ЭКГ поможет идентифицировать различные латентные болезни: предынфарктное состояние, гиперкалиемию и прочие. Для этого нужно исследовать сотни миллионов точек во временном ряде ЭКГ пациента и выявить как его аномальные зоны, так и участки, похожие на шаблоны латентных болезней. Разработанные алгоритмы могут быть применены и в других направлениях медицины, связанных с временными рядами данных физиологических исследований человека (магнитно-резонансная, позитронно-эмиссионная, ЭХО-томография и др). Они могут пригодиться в ранней диагностике и предотвращении инсультов, раковых опухолей, заболеваний крови и других болезней. Такие алгоритмы можно соединить с популярными сегодня технологиями искусственных нейронных сетей, чтобы компьютеризированная система давала медикам рекомендации по лечению на ранних стадиях развития заболеваний.
По словам Михаила Цымблера, медицина не единственная сфера применения разработанных алгоритмов. По временным рядам цепочек ДНК можно изучать близость генома человека и приматов. Можно прогнозировать рост или падение курсов валют, изменение погоды, а также другие природные, социальные явления и процессы. Неслучайно на эти разработки авторам предоставлен грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).
— Наши алгоритмы можно применять и в производстве, например, в машиностроении или на автотранспорте для предиктивного (прогнозного) обслуживания сложных машин и механизмов, — подытоживает Михаил Цымблер. — Например, на основе данных от датчиков вибрации станка программная система сможет предсказать срок его службы. А если исследовать информацию о состоянии деталей и узлов автомобиля, система заблаговременно сообщит, есть ли угроза выхода их из строя, и даст рекомендацию, когда и какой нужно провести ремонт. Тем самым мы повышаем безопасность авто, а это в итоге предотвращение аварий на дорогах, спасение жизни и здоровья людей. Пока это научные исследования, но для их внедрения в производство нужно серьезное финансирование. Для этого мы ищем индустриальных партнеров, которые готовы проинвестировать эти крайне важные проекты.
Поделиться