Не металлом единым. Челябинская область ищет новые пути развития
Одним из важнейших процессов на Южном Урале должна стать диверсификация экономики.
В Челябинской области уже есть конкретные примеры, которые показывают возможности такой диверсификации. Одним из таковых, по мнению председателя областного отделения «Деловой России» Константина Захарова, является завод «Кристалл» в Южноуральске, где выращивают искусственные кристаллы. Из них делают пьезокерамические элементы, которые используются практически во всех гаджетах: часы, сотовые телефоны, микроволновые печи и т.д.
Около 98 % кристаллов продаются на экспорт, что говорит о высочайшем уровне качества спроса. Завод на 100 млн рублей продает своих кристаллов за рубеж, где на последующем уровне передела делается продукции примерно на 1 млрд долларов.
«Если бы нам удалось, имея такого производителя исходного сырья, создать здесь следующий уровень передела, то Челябинская область получила дополнительно к ВРП 10 или 15 %. Если мы хотим расти, нам таких заводов, как «Кристалл», нужно с десяток», — считает Захаров.
Еще одной иллюстрацией, по его мнению, можно считать ракетно-космический центр в Миассе. «Челябинская область граничит с Казахстаном, от нас до космодрома Байконур примерно семьсот километров. У ГРЦ один из проектов называется «Воздушный старт», когда готовая ракета Р-27 с нагрузкой в 200 кг выводится на низкую орбиту и запуск осуществляется с самолета. Самолет может взлетать с одного из трех аэродромов Челябинской области, двигаться в направлении Байконура и запускать любую полезную нагрузку массой до 200 кг на низкие орбиты. Это колоссальный растущий рынок в мире, и у нас уже есть такие компетенции», — отмечает эксперт.
Также Константин Захаров приводит в пример Центр субконтрактации. «Возникает странная ситуация: предприятия, находящиеся на одной производственной площадке, не знают, что производят их соседи за забором. Они покупают, и на поиск контрагентов тратятся огромные ресурсы, сырье и комплектующие со всей страны, — говорит он. — Если бы нам удалось на уровне региона собрать данные о том, какие предприятия в чем нуждаются и что производят, мы бы получили информацию об уже покрытом платежеспособном спросе. И если мы к этой информации получим доступ, то сможем запускать инвестпроекты по строительству новых заводов и фабрик, изготавливающих те или иные компоненты, на которые уже есть гарантированный заказ. Весь вопрос в том, что мы не можем заставить частные предприятия делиться своей коммерческой информацией, хотя это в их же интересах».
Поделиться