Ученые нашли в челябинском метеорите уникальный внеземной материал

28 Января 2020 Автор: Евгений Аникиенко Фото: из архива редакции
Ученые нашли в челябинском метеорите уникальный внеземной материал

Магнитные свойства небесного минерала могут дать толчок развитию электроники будущего.

Российские ученые из Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) из Дубны уточнили состав челябинского метеорита, взорвавшегося в небе над столицей Южного Урала 15 февраля 2013 года. В нем нашли сплав железа и никеля — камасит, который ранее не удалось в нем обнаружить, сообщает ТАСС. Однако, как выяснилось, челябинские исследователи обнаружили этот уникальный материал в метеорите задолго до своих коллег из Дубны.

«В природе нашей планеты этого вещества нет, и на поверхности Земли такой сплав встречается только в телах космического происхождения, — рассказал один из сотрудников ОИЯИ Денис Козленко. — С помощью метода нейтронной дифракции, радиографии и томографии, оптических методов нам удалось уточнить фазовый состав этого метеорита. В частности, мы обнаружили там присутствие фазы минерала камасита. Это сплав железа и никеля, который ранее не был обнаружен. И внесли новую информацию о составе метеорита».

По словам работников института, подобные исследования помогают многое узнать о происхождении нашей галактики и Солнечной системы, моделировать и прогнозировать возможные столкновения космических объектов с Землей.

«Наши ученые обнаружили камасит в челябинском метеорите задолго до своих коллег из Дубны, — сообщил эксперт по метеоритам, доцент кафедры теоретической физики ЧелГУ, кандидат физико-математических наук Сергей Замоздра. — Это одна из составляющих метеоритного железа — металла, обнаруженного в метеоритах и состоящего из двух минеральных фаз: камасита и тэнита. В издательстве Челябинского госуниверситета еще в феврале 2016 года, к трехлетней годовщине падения космического тела, вышла в печать книга «Челябинский суперболид». Авторы издания, выпускник университета, ведущий астрофизик NASA Николай Горькавый и доктор физико-математических наук, профессор Александр Дудоров, рассказали об исследованиях состава метеорита, проведенных совместно с заводом «Пластмасс». Уже тогда наряду с не существующим в земных условиях графеном (в нем одноатомный слой углерода выстроен особым образом и в корне отличается от традиционных «аналогов» — графита и алмаза) в болиде был обнаружен камасит. Это сплав металлов, который образуется в метеоритах в условиях сверхбыстрого охлаждения. В числе его уникальных свойств — сверхустойчивость к коррозии, высокая намагниченность.

По мнению ученых, магнитные свойства камасита в перспективе могут послужить созданию электроники будущего, основанной на совершенно других принципах.

Как добавил эксперт, структура метеоритного железа при протравливании проявляется в виде так называемых Видманштеттеновых фигур — пересекающихся полосок-балок (камасит), окаймленных узкими блестящими лентами (тэнит). В отдельных участках наблюдаются многоугольные площадки-поля. Мелкозернистая смесь камасита и тэнита образует плессит. Метеоритное железо в метеоритах типа гексаэдритов, почти полностью состоящее из камасита, образует структуру в виде тонких параллельных линий, называемых немановыми. Структура камасита чем-то напоминает знаменитый булат, сплавленный из разных слоев металла и охлажденный в особых условиях.

Названа дата голосования за поправки в Конституцию РФ

Процедура пройдет в рабочий день, но его сделают выходным.

Четыре челябинских спектакля объединят темой «Дети и война»

Завтра, 27 февраля, на сцене Челябинского театра драмы стартует творческий проект, приуроченный к 75-летию победы в Великой Отечественной войне.

Южноуральский депутат предложил смягчить пенсионную реформу

По мнению Андрея Барышева, если предпенсионер в течение года не нашел работу, нужно предусмотреть досрочный выход на заслуженный отдых.

Варненские футболистки победили на окружном этапе Всероссийских соревнований школьников

Победительницы Кубка «НОВАТЭК» вышли в финал турнира «Мини-футбол в школу».