Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16.
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Южноуральским буренкам планируют внедрить «сырный» ген

17 Июня 2020 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Вячеслав Шишкоедов
Южноуральским буренкам планируют внедрить «сырный» ген

Как генная инженерия поможет создать новое племя молочных рекордсменок.

Южноуральские ученые планируют создать лабораторию для генетических исследований, в том числе и «сырного» гена. В этом им могут помочь открытия, недавно сделанные в Сибирском федеральном научном центре агробиотехнологий РАН. Ученые протестировали коров симментальской породы в Новосибирской области на предмет наличия «сырного» гена, сообщает издание СО РАН «Наука в Сибири».

Для приготовления твердого сыра необходимо качественное молоко с высоким содержанием белка. Это его свойство называют сыропригодностью, и отвечает за него особый вариант гена каппа-казеина.

«Ген каппа-казеина есть у коров всех пород, как мясных, так и молочных, — говорит заведующая лабораторией Сибирского научно-исследовательского и проектно-технологического института животноводства РАН Галина Гончаренко. — Он представлен тремя генотипами, один из которых при правильном кормлении и содержании животных дает нужное качество сырного сырья».

Биологи выяснили, что наиболее часто «сырный» ген каппа-казеина встречается у симментальских коров, которых немало на юге Челябинской области. Мало того, в СХП «Совхоз Брединский» вместе с оренбургскими учеными вывели свой мясо-молочный тип этой породы, который так и назвали — «симментал брединский».

«В рамках федерального проекта по разработке новейших российских технологий в области генетики и селекции животных в нашем агроуниверситете создается лаборатория для их исследований на генном уровне, — сообщила заведующая кафедрой Троицкого института ветеринарной медицины ЮУрГАУ Светлана Гриценко. — На это был выделен грант Министерства образования РФ в 375 млн рублей. В будущей лаборатории планируем изучать влияние «сырного» гена на качество молочного сырья. Приобретена часть оборудования, частично разработана компьютерная программа для ускорения и повышения качества генетических исследований. Но средства гранта закончились, и эта важная работа пока приостановлена».

Как пояснили в ЮУрГАУ, повысить частоту встречаемости «сырного» генотипа в популяции симменталов можно, целенаправленно отбирая быков-производителей с нужным вариантом гена. После возобновления федерального финансирования троицкие ученые планируют продолжить исследования на генном уровне. По их мнению, на базе вуза имеет смысл открыть и научный центр по селекционно-генетическим исследованиям племенных животных.

«Своего рода прообразом «сырного» генного инжиниринга могут стать эксперименты по трансплантации эмбрионов племенных животных, в том числе чистопородных немецких симменталов, местным «суррогатным мамашам», которые проводит научный сотрудник нашей кафедры Павел Бурков, — считает профессор ЮУрГАУ, доктор сельскохозяйственных наук Алексей Белооков. — Кроме того, у нас занимаются селекцией, скрещиванием животных разных пород, чтобы, отбирая лучшее потомство, получать молоко с заранее заданными свойствами. Его «сырный» состав с повышенным содержанием белка получают и другими методами, к примеру, внося в рацион коров добавки с содержанием полезных микроорганизмов, минерально-витаминные и белковые концентраты. И все же самый короткий и радикальный путь — это генная инженерия. Как-то я побывал во ВНИИ животноводства в Подольске, где ученые, заменяя целые участки генома на, например, «сырный» ген, уже получают трансгенное потомство нужного профиля. Его выращивают уже опробованным в нашем вузе методом трансплантации эмбрионов. У нас тоже немало интересных задумок, которые мы планируем осуществить после запуска генетической лаборатории. Хочется верить, что «сырный» ген приживется и у брединских симменталов».

Сотрудник челябинской больницы попался на крупной взятке

Специалист дорожной больницы получил бытовую технику и отделочные материалы от подрядчика.

В Челябинской области ввели режим ЧС из-за засухи

В четырех районах режим введен по причине почвенной засухи и гибели сельскохозяйственных культур.

09.07.2020 | 07:48
На Южном Урале перевели книгу известного инженера об эфирной Вселенной

Челябинский астрофизик доказал правоту ученого ХIХ века, предсказавшего материальность вакуума.

08.07.2020 | 18:28
Южноуральцы могут проверить свои знания о редких животных

Эковикторина на знание Красной книги Челябинской области пройдет 10 июля.