Челябинский бизнес-омбудсмен раскритиковал инициативу СК
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров назвал «репрессивным» предложение следственного комитета РФ ужесточить уголовную ответственность физлиц за налоговые правонарушения.
«Следователям надо сначала разобраться с делами посложнее, чем «охотиться» за предпринимателями по материалам ФНС», — отметил Александр Гончаров.
Напомним, зампредседателя СК РФ Елена Леоненко сообщила «Известиям», что ведомство выступает за уравнивание ответственности за уход от налогов для юридических и физлиц.
«Мы выступаем за усиление уголовной ответственности для физических лиц. Здесь нужно понимать: если юридическое лицо уклонилось от уплаты налогов на крупную сумму, ему придется отвечать и через год, и через десять лет, как только состоится суд. А у ИП, сколько бы они ни утаили от казны, срок давности преступлений всего два года. Даже при сумме ущерба свыше 45 млн рублей ИП легко может избежать наказания уже через 24 месяца. Поэтому предлагаем уравнять ответственность за уход от налогов», — отметила Леоненко в интервью изданию.
Также СК предлагает налоговой службе предоставлять данные о должниках и преступных схемах следователям сразу после вскрытия такой схемы и определения размера ущерба. Сейчас налоговики направляют такие материалы, если должник не возместил ущерб в течение двух месяцев после выставления ему требования.
«Именно за эти 60 дней может быть уничтожена документация, выведено имущество», — добавила Елена Леоненко.
По словам Александра Гончарова, только в 2019 году после долгой и упорной работы правозащитникам и предпринимателям удалось в Верховном суде РФ отстоять сохранение срока давности по налоговым правонарушениям (два года), после истечения которого физлицо не может подвергаться преследованию. «И вот эта идея снова озвучивается силовым ведомством», — добавляет он.
Кроме того, Гончаров назвал «вредительством бизнесу» предложение об оперативном предоставлении в СК материалов о должниках и преступных схемах. По его словам, при низком уровне финансовой грамотности российского бизнеса правоприменительная практика очень часто разворачивается на 180 градусов, в результате чего и ФНС, и суды по-новому трактуют законы. В качестве примера он приводит ситуацию, когда во многих регионах России налоговая служба стала признавать щебень полезным ископаемым, хотя фактически это продукт переработки.
«В результате налоговая база сразу выросла в разы, и налог был доначислен за три последних года. Получается, налоговыми правонарушителями стали предприниматели целой отрасли», — говорит бизнес-омбудсмен.
Александр Гончаров приводит данные портала правовой статистики, по которым показатель раскрываемости преступлений в два-три раза отстает от выявляемости. Так, за 11 месяцев 2020 года в России было совершено 102 059 преступлений особой тяжести, при этом найдено только 34 974 виновных. За то же время выявлено 420 498 тяжких преступлений, а найдено 133 020 преступников.
«В Челябинской области за этот период было зарегистрировано 9606 тяжких преступлений, а лиц, их совершивших, выявлено 3588. Преступления особой тяжести: совершено 3808, выявлено преступников 1027. Вот куда нужно направлять силы и энергию правоохранительных структур», — отмечает Александр Гончаров.
Председатель комитета ЮУТПП по правовой поддержке предпринимательства, председатель коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая» Андрей Коршунов поддерживает позицию бизнес-омбудсмена.
«Никогда еще в истории развития цивилизации усиление уголовной репрессии не способствовало развитию предпринимательства и всего общества в целом. Давайте вспомним времена, когда должника по гражданско-правовому обязательству кредитор мог разрубить на части мечом. Но тогда и дорог не было, и ездили по тому, что называлось дорогами, на деревянных колымагах, — комментирует юрист. — Давно уже известно, что излишняя зарегулированность любой отрасли ведет к оттоку из нее инвестиций. Можно сколько угодно говорить о необходимости улучшения инвестиционного климата, а потом принять такой закон, что желающих быть предпринимателем просто не найдется. Хорошо бы об этом помнить, принимая законы».
Поделиться