Челябинский студент придумал, как контролировать вредные выхлопы от машин

26 Мая 2021 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Людмила Ковалева
Челябинский студент придумал, как контролировать вредные выхлопы от машин


Искусственный интеллект анализирует загрязнение воздуха по «картинкам» камер дорожного видеонаблюдения.

Студент ЮУрГУ Кирилл Хазюков получил грант конкурса «УМНИК» на создание интеллектуальной системы автоматического отслеживания выбросов автотранспорта. «Умная» программа будет считывать данные с камер видеонаблюдения и анализировать их на предмет превышения нормы выбросов.

Напомним, в вузе разработали схему оптимального движения транспорта для Челябинской агломерации. Студенческое ноу-хау может стать ее хорошим экодополнением, поможет защитить мегаполис от вредных выхлопов.

Кирилл Хазюков победил во Всероссийском конкурсе студенческих проектов, получил грант и уже «в работе». Его научный руководитель — кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт» Владимир Шепелев. К масштабному экопроекту привлекли целую бригаду студентов, аспирантов и преподавателей смежных профилей.

По словам разработчиков, главная цель — создание системы автоматического определения выбросов загрязняющих веществ потоками автотранспорта с применением камер уличного видеонаблюдения в режиме реального времени. Существующие методики отслеживания выхлопов авто не позволяют получать данные о количестве и структуре загрязняющих веществ, а новый проект призван решить эту проблему.

«Я принял участие в конкурсе, чтобы получить поддержку на развитие проекта в виде гранта, услышать советы экспертов по его улучшению, — рассказывает Кирилл Хазюков. — Инновационность нашего подхода — в непрерывном анализе экообстановки с помощью искусственного интеллекта, получении данных о выбросах автотранспорта без задержек, в онлайн-режиме. По прогнозам, это существенно повысит эффективность управленческих решений в рамках экологической политики городов».

Как сообщили авторы проекта, уже созданы программные компоненты для обнаружения, классификации, отслеживания, определения скорости транспортных средств и параметров трафика, расчета выбросов вредных веществ семи типов. Но многое еще предстоит сделать: проработать пользовательский интерфейс, тестирование, отладку системы и подготовку серверного оборудования.

«Самый сложный этап проекта — разработка системы обнаружения и отслеживания транспортных средств, — делится Кирилл Хазюков. — Это вызвано расположением камер, которые не всегда охватывают всю «перекрестную» зону. Причем камера должна быть достаточно удалена, чтобы система могла с высокой точностью вести отслеживание движущихся автомобилей. Много времени заняла разработка методов по улучшению нейросетевой модели, пришлось в нее заложить более 30 тысяч изображений».

По мнению экспертов, эта «умная» система может найти применение в федеральных и муниципальных проектах по оценке экологических рисков. Программный комплекс, который уже на подходе, предлагают растиражировать в масштабах страны: он может произвести переворот в контроле и улучшении экологической обстановки. Ученые также работают над расширением его возможностей, чтобы научить систему еще и вести расчет выбросов мелких частиц, времени их рассеивания, прогнозировать возможное обострение экоситуации.

Вчера | 19:53
Алексей Текслер вошел в топ-10 губернаторов новой волны

Эксперты оценили активную работу главы региона с федеральным центром.

Вчера | 18:23
Спортивный вечер с «ЮП». Страсти на ринге и на пляже

Пока футбольный Евро-2020 взял передышку перед играми плей-офф, основные спортивные телевещатели переключили внимание на другие виды спорта.

Вчера | 17:30
Челябинская область присоединилась к экоинициативе ВОЗ и ООН

К 2024 году выбросы в атмосферу должны сократиться не менее чем на 20 %.

Вчера | 16:59
Как на Южном Урале мэры решают жилищный вопрос

В регионе с начала года введено на четверть больше жилья, чем за тот же период 2020-го.

 
Новости   
Спецпроекты