Южноуральские ученые предложили изменить критерии оценки вузов
Эксперты считают, что упрощение процедуры аккредитации сделает ее более справедливой и объективной.
Речь идет о нынешней системе аккредитации, из-за излишней бюрократизации и расплывчатости критериев которой вузы порой лишаются лицензии, а студенты — права на диплом государственного образца. Многие вузы предлагают не проводить проверки каждые пять лет, а исследовать учебный процесс на соответствие нормативам с учетом последних изменений в науке и образовании. Если нарушений нет, автоматически продлевать аккредитацию.
«Важно сделать открытыми и прозрачными аккредитационные показатели, именно они характеризуют качество образовательных программ и уровень подготовки выпускаемых специалистов, — подчеркнула руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева. — Необходимо не измерять программы формально. Сегодня важный вопрос — снижение бюрократической нагрузки на образовательные организации всех уровней».
Как считает ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов, упростить существующие механизмы аккредитации и сделать их более эффективными — очень сложная задача, потому что сама процедура вызывает много вопросов и сомнений.
Эксперты обсудили подходы к показателям аккредитации по программам высшего образования. Они предлагают учитывать специфику «учебных сфер» вузов разного профиля, оценивать соответствие программ не формально, а с точки зрения их отдачи. Были внесены и предложения по способам сбора информации о вузах, поскольку длительные проверки отнимают у работников высшей школы массу времени и сил.
«Хорошо, что у нас появилась возможность преобразовать уже изжившую себя систему аккредитации, перевести ее на уровень, позволяющий вузам развиваться и снизить бюрократическую нагрузку на образовательное сообщество», — сказал Сергей Таскаев, которого включили в рабочую группу по направлению «Математические и естественные науки».
А заведующий лабораторией ботаники факультета экологии ЧелГУ Павел Левченко представил челябинский вуз в группе «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки». Он считает, что аккредитация должна меняться и соответствовать новым требованиям.
«Хорошо, что правительство в лице Минобрнауки России и Рособрнадзора идут на диалог с вузами, которые раньше не принимали участия в обсуждении вопросов аккредитации, — заявил ученый. — Лейтмотивом встречи стала ее дифференциация: у каждой укрупненной группы специальностей свои особенности, и они должны учитываться».
Напомним, новые аккредитационные показатели по образовательным программам Минобрнауки России по согласованию с Рособрнадзором планирует ввести до 1 мая 2022 года.
Поделиться