В Челябинской области отслеживают опасный для школьников контент
В регионе работает центр мониторинга социальных сетей. Его специалисты считают, что в современном мире особое внимание нужно уделять развитию навыков в сфере медиабезопасности.
«Что касается того, чтобы отойти от обезличенности в интернете, это обсуждается и в нашем обществе, и во всем мире. Интернет — это часть нашей жизни, которая все больше и больше проникает в нее. Поэтому все, что происходит в интернете, должно подчиняться общим правилам человеческого бытия, моральным и юридическим правилам. Здесь нужно только одно — соблюсти золотую середину, как и во многих других вещах. Не подавлять свободу выражения и распространения информации, но в то же время защищать общество от возможных негативных проявлений», — подчеркнул президент.
В Челябинской области вопросам безопасности детей в сети уделяют большое внимание. У нас в регионе с 2019 года работает один из немногих в России центр мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО ЧИРПО, созданный региональным минобрнауки. Его ключевыми задачами является разработка и реализация системы мер, направленных на выявление и профилактику влияния деструктивных идеологий в молодежной и образовательной среде. За период работы центра с 2020 по 2021 год специалисты разработали авторскую систему маркеров выявления деструктивных проявлений в образовательной среде, провели два крупных социологических исследования медиаинформационной грамотности педагогических работников и обучающихся Челябинской области, выступили в качестве организаторов регионального кейс-чемпионата по вопросам киберсоциализации «Медиабезопасность74» и регионального конкурса социальной рекламы «Мир без страха». На постоянной основе специалисты проводят открытые лекции, семинары, мастер-классы, консультации, включаются в организацию адресной профилактической работы с обучающимися, находящимися в группе риска.
«Безусловно, наши специалисты проводят интернет-мониторинги деструктивных проявлений в социальных сетях, направляют выявленный деструктивный контент на блокировку. Но мы должны понимать, что блокировка контента не является эффективным инструментом профилактической работы, она должна рассматриваться в комплексе с другими мероприятиями, — комментирует «Южноуральской панораме» кандидат философских наук, руководитель центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО ЧИРПО, доцент кафедры международных отношений и политических наук ЧелГУ Елизавета Щетинина. — И, выходя на вопрос о контроле за социальными сетями, мы должны понимать, что сами подразумеваем под данным аспектом: контроль за публикацией деструктивного контента? Но в правовой сфере нет понятия «деструктивный контент», а распространение экстремистского контента, а также склонение к суицидальному поведению у нас запрещается на уровне законодательном. К тому же данный контент за счет как работы большинства социальных сетей, так и подключения различных государственных и общественных структур оперативно мониторится и блокируется. Поэтому, здесь я бы сделала акцент не на слове «контроль», а на слове «воспитание». Нам нужно учиться самим и учить наших детей грамотно социализироваться в условиях информационного общества: знать ключевые правила медиабезопасности, соблюдать этику цифрового поведения и другое».
Эксперт подчеркнула, что вопрос ухода от обезличенности в социальных сетях активно обсуждается вот уже последние несколько лет.
«Когда мы говорим про интернет-угрозы, должны понимать, что социальными сетями интернет-пространство не ограничивается. Поэтому и здесь я в первую очередь хочу обратить внимание на развитие навыков в сфере медиабезопасности. С другой стороны, мы должны понимать, что если говорим про безопасность наших детей, то в первую очередь разбираться в вопросах информационной грамотности должны научиться мы, взрослые. И если наши дети попадают под влияние и авторитет «деструктивных» сообществ, то виноват не интернет, а мы, взрослые», — заключила Елизавета Щетинина.
На проблеме профилактики скулшутинга (стрельба и убийства в школах) свое внимание также акцентировал губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
«Мы вместе с министерством образования, со всеми заинтересованными сторонами много делаем для предотвращения и профилактики подобных преступлений. Но сегодня важно научить педагогов, психологов, классных руководителей правильно взаимодействовать с детьми. Необходимо разработать и реализовать комплекс мер, направленных на ресоциализацию тех, кто уже попал под влияние деструктивных идеологий», — подчеркнул ранее Алексей Текслер.
Поделиться