Звонок Путину. Как облизбирком вернул муниципальные выборы
Ветеран избирательной системы Челябинской области рассказал, как познакомился с будущим президентом Владимиром Путиным.
По словам Юрия Жданова, он попал в избирательную систему, в общем-то, случайно. Работал в 1993 году управделами в администрации Советского района Челябинска. Глава района поручил ему подготовить предложения по формированию окружной избирательной комиссии для проведения референдума по проекту новой Конституции РФ. Жданов с энтузиазмом занялся исполнением поручения, а в итоге сам вошел в состав комиссии.
— Мы тогда съездили в Москву на совещание в ЦИК России, — вспоминает ветеран. — В столице было неспокойно, только-только отгремели октябрьские события. Сотрудники ЦИКа рассказывали нам даже, что в апогее противостояния шальная автоматная очередь прошла по зданию, но никто не пострадал. Наша же окружная избирательная комиссия № 186 после голосования по проекту новой Конституции провела выборы депутатов Госдумы, а потом и в областной парламент.
В 1995-м ЦИК России рекомендовал области сформировать облизбирком на основе Советской окружной избирательной комиссии, что и было сделано. Так Юрий Жданов стал заместителем председателя облизбиркома.
— Для меня было много необычного в новой работе, — делится он. — Ведь избирательная комиссия хоть и госорган, но в то же время создана на началах демократии, должна способствовать формированию органов власти. Деятельность комиссии была публичной и гласной, в ее составе появились представители политических партий. Решения принимались большинством голосов, но с учетом некоего «консенсуса» членов.
В далеком 1995 году все приходилось создавать с нуля. Пришлось готовить положение об избирательной комиссии, устав, заниматься открытием счетов. Создали финансовую службу, бухгалтерию и контрольно-ревизионную службу для анализа финансовых отчетов кандидатов.
— За время работы в облизбиркоме кандидатами в депутаты и на выборные государственные должности были такие известные политики, как Петр Сумин, Виктор Давыдов, Владимир Мякуш, Вячеслав Тарасов, — рассказал Юрий Жданов. — С ними приходилось общаться лично, такова специфика избирательного процесса. Это были очень разные люди, с разной политической и мировоззренческой позицией, но со всеми мы старались выдерживать одинаково ровные, корректные отношения.
Фото: пресс-служба облизбиркома
Как отметил ветеран, самыми сложными были выборы президента России в 1996 году. В комиссию приходили визитеры от разных партий, депутатских групп, международных организаций. И всегда нужно было держать дистанцию, требовать выполнения всех норм выборного закона. По словам Юрия Жданова, с областными властями у облизбиркома тогда сложились уважительные, конструктивные отношения. Давления не было, но без некоторых трений не обошлось.
— Начав работать в 1995 году, мы с удивлением обнаружили, что в области действует некий «мораторий» на проведение местных выборов, — сообщил Юрий Жданов. — Все главы администраций были назначены. Съездили в Снежинск, поговорили с главой и председателем ТИК, дали «отмашку» на проведение местных выборов.
В середине 1990-х в бюллетене «Президентский контроль» были опубликованы критические упоминания о работе челябинского облизбиркома по прошедшим выборам. Но критика, по мнению его членов, была не совсем объективной: незадолго до этого нашу область отметил в лучшую сторону ЦИК России.
— Я позвонил в Москву, тогдашнему начальнику контрольного управления президента РФ Владимиру Путину, кратко изложил суть вопроса, — рассказал Юрий Жданов. — Меня внимательно и вежливо выслушали. Оказалось, что в список «плохишей» мы попали случайно, и нас убрали из него. Так случайно состоялось мое знакомство с будущим президентом России.
Поделиться