На Южном Урале испытали «в полете» демонстратор мотора многоразовой ракеты
Посадочный модуль с принципиально новым двигателем совершил подъем и плавное приземление.
Как пояснили в вузе, впервые в мире с помощью разработанной системы управления не на испытательном стенде, а в воздухе продемонстрировали плавный подъем, полет демонстратора, оснащенного принципиально новым типом двигательной установки, и саму плавную посадку. Тем самым были успешно завершены испытания системы управления движением демонстратора посадочного модуля, оснащенного двигательной установкой с охлаждаемым центральным телом, которая работает на топливной паре спирт — кислород.
«При этом определение положения и ориентации в пространстве обеспечивалось инерциальной навигационной системой бесплатформенного типа, системой технического зрения, лазерным высотомером, — сообщили «Южноуральской панораме» разработчики. — Результаты эксперимента подтвердили надежность и высокую точность навигационной системы. В ходе теоретических исследований была разработана компьютерная модель демонстратора ракетного двигателя малой тяги на топливной паре спирт — кислород, цифровое моделирование его движения».
Напомним, в рамках нацпроекта «Наука и университеты» в УрФО был создан межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня, который по результатам 2023 года стал одним из лидеров таких объединений страны. Одной из важнейших разработок, вошедших в портфель УМНОЦ, стал проект «Исследование, разработка и создание демонстраторов технологий одноступенчатой многоразовой ракеты-носителя вертикального взлета и посадки». Его выполняют сотрудники ЮУрГУ и ГРЦ Макеева.
По словам авторов, цель проекта — формирование научно-технического задела по созданию полностью многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя. В его основе лежит идея о двигательной установке с центральным телом. Для этого нужно экспериментально подтвердить расчеты, проверить возможности демонстратора.
— В этом году мы успешно завершили исследовательские испытания системы управления движением демонстратора посадочного модуля, оснащенного двигательной установкой с охлаждаемым центральным телом, которая работает на топливной паре спирт — кислород при различных способах создания управления, — отметили разработчики.
Вначале ученые создали и успешно запустили на полигоне индустриального партнера АО «НИИМаш» (г. Нижняя Салда) первый в России демонстратор двигательной установки с центральным телом. Прошли запуски демонстратора двигательной установки на кислород-водородном топливе. Затем был создан стенд для отработки взлета и посадки модели летательного аппарата, оснащенного двигательной установкой на более безопасной топливной паре спирт — кислород. Теперь и в Челябинской области открыли свою площадку для проведения запусков демонстраторов на разных топливных парах.
— Мы планируем расширять сотрудничество с другими предприятиями «Роскосмоса». К примеру, с ГНЦ «Центр Келдыша» для проектирования больших демонстраторов, расчета их работы в реальных условиях полета ракеты-носителя, — рассказал «Южноуральской панораме» заведующий научной лабораторией «Ракеты-носители, космические и беспилотные летательные аппараты» вуза Руслан Пешков. — Также продолжим работу с ГРЦ им. Макеева и АО «НИИМаш» по исследованиям и экспериментам, связанным с переходом на топливную пару СПГ — кислород.
Тем временем, ученые Пятигорского государственного университета проводят исследование, чтобы выяснить, как негативные мемы влияют на аудиторию, сообщает «АиФ-Северный Кавказ».
Поделиться