Опознаватели пенного напитка

28 Апреля 2009

В Доме архитекторов открылась выставка «Пивоварение: Урал и Европа

В Доме архитекторов открылась выставка «Пивоварение: Урал и Европа. Сквозь призму столетий». Посетители смогут увидеть старинные и современные этикетки уральского пива и исторические пивные плакаты из коллекции Carlsberg и Tuborg.

Организаторами не совсем традиционной выставки стали Музей этикетки (Екатеринбург), Уральское общество бирофилов (Екатеринбург) и пивоваренная компания «Балтика».


— Мы хотели продемонстрировать исторические плакаты из коллекции компании Carlsberg Group, которой в том числе принадлежит пивоваренная компания «Балтика», — говорит директор «Балтики — Челябинск» Сергей Бабинский. — Откуда вообще появилось искусство пивных плакатов? Скорее всего, из театральных афиш, газетных статей. Более того, плакат вобрал в себя все известные художественные направления. Поэтому на «наших» плакатах вы можете увидеть совершенно различные стили: и книжную графику, и гравюру, и классический картинный стиль. Это работы ведущих на тот момент скандинавских художников. Их произведения давно перешагнули границы просто рекламы и стали классикой жанра. И, что самое важное, они представляют собой предмет формирования мировой культуры потребления пива, которое, на наш взгляд, должно быть умеренным.


Плакаты в выставочном зале размещены следующим образом. На первом этаже плакаты, рекламирующие Carlsberg, на втором — Tuborg.
Первые плакаты Carlsberg (1876 год) изображали пивоварню компании. Тогда еще не было привычки помещать на них людей или какие-нибудь лозунги. В 1897 году был нарисован первый плакат пива, где использовалось изображение человека. И пошло-поехало. Вот уже на плакатах компания успешных людей распивает пиво. Или же берется картина какого-то известного художника, и при, естественно, согласовании с ним рекламщиками Carlsberg вносятся в нее какие-то изменения, торговые марки. Таким вот, например, образом в 1901 году была использована картина Эрика Хеннингсена. Но, помимо людей, на плакатах можно увидеть одно диковинное и симпатичное животное — синего слоника (работа художника Кьелла Нилсена). Дело в том, что в 1950 году вышел сорт пива, который в России неизвестен, но популярен в Европе — Elephant Beer. С этих пор синий слоник является символом компании Carlsberg.
Среди более-менее современных плакатов обращает на себя внимание плакат-фотография (1956 год), на котором изображена известная в то время фотомодель Кирстен Груннет.


Плакатов компании Tuborg на втором этаже, кажется, поменьше. Но вся их мощь и сила все-таки сконцентрирована в картине, изображающей туборгмена. Сейчас туборгмен в мире пива является таким же брендом, как для России, например, Чебурашка.
Кстати, о «чебурашках». Многие знают бутылки под таким названием. Интересно, что название бутылки пошло от ее этикетки.
Музей этикетки на выставке представляет его директор Алла Кузнецова.
— Нашему музею скоро исполнится десять лет, — замечает она. — За эти десять лет мы успели побывать в Москве, Красноярске, Новосибирске, но только благодаря пивоваренной компании «Балтика» мы оказались в Челябинске. Эта выставка состоит из разных фондов и частных коллекций Уральского общества бирофилов, которое поддерживает все наши проекты. Самые старые этикетки датируются 1880-ми годами. Это пример первой печатной графики. Этикетка в XX веке стала самым массовым видом печатной рекламы, благодаря появившейся в середине XIX века литографии. В конце же XIX века произошло становление советского графического дизайна. На этикетках обязательным стало указание владельца предприятия, ранга и качества пивоварни, наличие у нее медалей.


Это наглядно документируют сами этикетки, которых на выставке такое множество, что глаза разбегаются от их количества. Но именно их собиранию посвящают свое свободное время бирофилы.
— Бирофил — любитель пива, — объясняет пресс-секретарь Уральского общества бирофилов Алексей Волгин. — Начало нашей организации пошло от коллекционеров, которые решили объединиться в клуб. Мы встречались, обменивались коллекционными вещами, мнениями. В дальнейшем получилось так, что надо было заниматься чем-то еще, и мы свои усилия и коллекции объединили с екатеринбургским музеем. Стали делать тематические выставки, которые были бы интересны широкому кругу людей.
Как раз для такого широкого круга людей выставка будет работать до 31 мая, ежедневно с 9 до 18 часов. Вход свободный.

ЕВГЕНИЙ ТКАЧЕВ

Поделиться

Публикации на тему
 
Новости   
Спецпроекты