Дети капитана гранта

24 Марта 2012

Почему среди детских авторов так мало мужчин и кто получает гранты на издание детских книг в России. Об этом и многом другом «ЮП» узнала на встрече с молодыми писательницами, которая прошла в рамках Недели детской книги в Челябинске.

Почему среди детских авторов так мало мужчин и кто получает гранты на издание детских книг в России. Об этом и многом другом «ЮП» узнала на встрече с молодыми писательницами, которая прошла в рамках Недели детской книги в Челябинске.

Лицо детской литературы

Областная детская библиотека, читальный зал. В окружении общественников, чиновников, издателей и библиотекарей сидят четыре автора. У двух из них знакомые лица. Это Тамара Михеева и Анна Сидорова. Почти два года назад здесь же они представляли творческое объединение «Остров Ю». Сегодня — лицо детской литературы.

Девушки, кстати, очень позитивные и эмоциональные. Каждая из них индивидуальна по-своему. Юлия Кузнецова (Москва) — разножанровый писатель, пишет как серьезную прозу, так и веселые рассказы. Про Анну Игнатову (Санкт-Петербург) Эдуард Успенский однажды заметил: «Аня, на вас вся наша надежда». Что касается Анны Сидоровой из Хельсинки, то благодаря ей русские читатели знают, что детская финская литература это не только «Муми Тролль», но и другие герои, авторы и книги. Тамара Михеева же наша землячка, с сентября прошлого года она занимается писательством профессионально.

Книгами заработать сложно

Среди актуальных тем, что обсуждались на встрече, одна была посвящена гендерной рокировке среди детских писателей. «Почему у современной женской литературы женское лицо?» — последовал вопрос из зала. «Действительно, как ни прискорбно, но есть такая тенденция, — говорит Тамара Михеева. — Детская литература потихоньку переходит в нежные женские руки, авторов-мужчин остаются единицы. Тут, кажется, дело в том, что мужчина в современном мире вынужден зарабатывать деньги, а литературой это сделать достаточно сложно».

— Это не только российская, но и общемировая тенденция, — замечает Анна Сидорова. — Долгое время литература была чисто мужским занятием. Все мы выросли на мужской литературе. Ведь раньше женщины не могли писать не потому, что им нечего было сказать, просто у них не было такой возможности. Сейчас — наоборот. Можно ли это назвать литературной эмансипацией? Я не знаю. Возможно, это просто такое волнообразное развитие, которое начинается как раз с детской литературы. Может быть, со временем все больше и больше женщин будет появляться также и в литературе большой.

Нет грантов на творчество

— К сожалению, в России пока не очень много программ поддержки творчества писателей, — признается Анна Сидорова. — В Финляндии же (мне проще говорить об опыте этой страны, потому что я там живу) даются гранты на творчество писателей и переводчиков. Их дают местные муниципалитеты, их можно получить с помощью специальных программ на государственном уровне. Я сейчас, например, получила грант на три месяца. Есть гранты на полгода, на год, три года и пять лет. Сейчас в России начинают обсуждать, что хорошо бы такое сделать и здесь. Потому что тут пока государством выдаются гранты на издание книг издательствам. Но нет грантов на чисто творческую деятельность.

Как отмечает Тамара Михеева, очень многое при написании книг упирается и в нехватку свободного времени: «Нет просто такой возможности, чтобы писатель взялся за работу и у него был бы год, чтобы написать хорошую книгу, не отвлекаясь на какие-то посторонние вещи, типа зарабатывания денег».

— Если бы такие гранты появились, — размышляет Анна Сидорова, — то, возможно, и мужчины тогда смогли бы писать. Смогли бы зарабатывать этим на жизнь. Если бы им каждый месяц перечислялся грант, равный средней заработной плате.

Важные тактильные ощущения

Как писатели реагируют на то, что их книги появляются в Интернете? «Моего сборника рассказов «Выдуманный жучок» в Интернете нет, издательство внимательно следит за тем, чтобы там ничего не появлялось, — рассказывает Юлия Кузнецова. — А детективы мои, наоборот, можно найти в сети. Я разговаривала с разными издательствами, все относятся к этому по-разному. Кто-то считает, что Интернет помогает продвигать книгу. А кто-то — как, например, издательство «Нарния» — категорически против».

По мнению Анны Игнатовой, детская книга, выложенная в электронной библиотеке, это всего лишь дополнительная бесплатная информация для родителей. Чтобы они имели возможность ознакомиться с ее содержанием и решить для себя: покупать ее или нет.

— Плюс, — замечает Тамара Михеева, — и детям, и взрослым очень важны тактильные ощущения. Когда я работала в школе, то часто замечала, что когда ребятам приносишь книжку, они всегда делают так (вдыхает книжный запах). Когда я это вижу, то понимаю: все хорошо!

Евгений Валерьев

Поделиться

Публикации на тему
 
Новости   
Спецпроекты