«Сакральные» триллионы. Челябинцы назвали статистику по долгам «фантазиями силовиков»

15 Апреля 2015 Автор: Станислав Смирнов
«Сакральные» триллионы. Челябинцы назвали статистику по долгам «фантазиями силовиков»

Эксперт по экономической безопасности Олег Московский провел в Челябинске круглый стол для представителей малого и среднего бизнеса — обсуждали минимизацию рисков при взаимодействии с промышленными предприятиями. Участники усомнились в цифрах по долговой нагрузке, которые декларирует федеральный центр.

Круглый стол «Основные проблемы, риски малого и среднего бизнеса при взаимодействии с промышленными предприятиями» состоялся в рамках VII международного промышленного форума «Реконструкция промышленных предприятий — прорывные технологии в металлургии и машиностроении», который вошел в программу IV «Уральской промышленно-экономической недели».

Фантазии или реальность?

Программа круглого стола включала в себя ряд вопросов, отражающих проблематику ведения бизнеса, причем не только во взаимодействии с крупными промышленными компаниями, а вообще. Руководитель экспертного совета «Комитет по управлению просроченной задолженностью» Олег Московский познакомил гостей с официальной статистикой просроченной задолженности в различных секторах экономики. Причем заранее намекнул, что реальная ситуация еще серьезнее. «Когда выключаются микрофоны, звучат другие цифры, на определенный процент больше», — заверил эксперт.

Так, по словам Московского, в энергетическом секторе накопилось долгов на 500 млрд рублей, в жилищно-коммунальном хозяйстве — 780 млрд, в Пенсионном фонде РФ — 1,075 трлн, в кредитно-финансовом секторе — 2,7 трлн, в налоговой службе — 1,14 трлн, кредитная задолженность организаций (включая промышленные предприятия) достигла 1,7 трлн. «В итоге просрочка по официальным данным составляет 8-9 трлн рублей, — сказал Московский и напомнил, что бюджет России по итогам 2014 года составил порядка 12-13 трлн рублей. — То есть как минимум две трети бюджета — это просрочка».
   
Схема также включала в себя раздел «Прочие долги», согласно которому государственные долги регионов составляют 1,7 трлн рублей, а внешний долг — 727 млрд. Эти цифры, по словам ведущего, они «откопали» недавно. «С 2001 года внешний долг вырос в пять раз», — отметил он.

Однако представленные цифры вызвали скепсис у некоторых делегатов форума. Исходя из личного опыта, директор учебного центра «Реал» Наталья Горохова поставила под сомнение аспект «кредиторская задолженность организаций». По ее словам, месяц назад, когда фирма оплатила все задолженности по коммунальным услугам, ей стали звонить столичные коллекторы от имени банка «Уралсиб». «В банке «Уралсиб» в 2007 году был взят кредит на ремонт квартиры, — рассказала Горохова. — В 2009 году он был выплачен в сумме 349 тысяч рублей судебным приставам, но сейчас по этому кредиту с меня, человека, живущего в простой двухкомнатной квартире, дополнительно требуют один миллион 760 рублей. Если я правильно понимаю, этот миллион — мечты силовиков и некоего круга людей, которые хотят быть на уровне предпринимателей-промышленников с ресурсами и возможностями. Поэтому, я считаю, сумма в 1,7 трлн — этот долг тоже не существует. Это некое сакральное пространство, которое вы придумываете».
   
С замечаниями по поводу долга ФНС в 1,14 трлн рублей выступил замдиректора Центра экономической безопасности «Офицерское собрание» Олег Белов, бывший работник службы судебных приставов. По его словам, раньше ему приходилось работать с крупными промышленными предприятиями, и руководители подтверждали, что долг создается искусственно. «Златмаш» отыграл у ФНС 900 миллионов рублей в суде — только лишь благодаря тому, что обратился в суд. Потому что ФНС придерживается такой политики: списывает долги, если предприятие обращается в суд, а если не обращается — взыскивает. Элементарно, — отметил Белов. — И почему такие долги формируются? В период нахождения исполнительных документов в службе судебных приставов арестовывается недвижимое имущество. Налоги с арестованной недвижимости не платятся, но ФНС их взыскивает, и все это в итоге выливается в такие «циферки».

Контрагент в фокусе

«90‑е годы никуда не ушли, — заметил Московский, рассказывая о мошенничестве среди предпринимателей. — Пиджаки и галстуки поменяли, но интерес бизнеса к таким вещам остался прежним». Сначала он рассказал об инвестиционном проекте по реконструкции и модернизации трех заводов в городе Орске Оренбургской области, под который было привлечено около 8-9 млрд рублей. По словам Московского, в свое время этот проект активно пиарил мэр Орска, ныне губернатор Оренбургской области Юрий Берг, а подобная симпатия со стороны представителей власти означает высокие риски. «Потому что мэр или губернатор через несколько лет может смениться, а проект — схлопнуться», — пояснил ведущий. Так и получилось: когда львиная доля кредитных средств была получена, «инвесторы» разыграли спор хозяйствующих субъектов, и проект встал. Подрядчики, которые были в нем задействованы, остались ни с чем.
   
Олег Московский привел еще несколько примеров бизнеса, когда аффилиация с представителями власти не сулит ничего хорошего (включая историю «Уралбройлера»), после чего затронул тему создания фирм-«прокладок». Это, грубо говоря, компании, которые могут выступать посредниками в поставках продукции промышленным предприятиям, при этом далеко не факт, что они на самом деле являются партнерами компании. Суть в том, что на эту «прокладку» можно списать долги, вернуть которые будет невозможно — как правило, уставный капитал в таких фирмах исчисляется смехотворно малыми суммами. По словам Московского, потенциального партнера должен насторожить тот факт, что крупные промышленные предприятия не работают друг с другом напрямую.

На вопрос о том, как можно вычислить фирму-прокладку, подробно ответил специалист по работе с партнерами компании «СКБ Контур» Артем Чабриков. Он презентовал новую программу «Контур-Фокус» для проверки контрагентов. Если коротко, то «Фокус» аккумулирует в себе ряд сведений из открытых источников: данные ФНС, Росстата, выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и т. д. Можно даже посмотреть фотографию дома, где зарегистрировано то или иное юрлицо. В принципе, такие данные можно собрать и самостоятельно, но это займет больше времени.

Делегаты отнеслись к возможностям программы неоднозначно. Как только зашла речь об арбитражной практике, которую разработчики предлагают анализировать наряду с другими данными, Наталья Горохова демонстративно покинула зал. У других делегатов тоже возникли вопросы по отдельным нюансам, которые, по их словам, вряд ли можно считать вескими аргументами. Организаторы подчеркивают — никто и не предлагает волшебную палочку, которая точно укажет на мошенника. То есть, чтобы проверить контрагента и взвесить все «за» и «против», все равно придется поработать головой. Надо отдать должное разработчикам, отразившим суть программы в ее названии — данные, которые можно «нарыть» о компании, позволяют нарисовать лишь контур.
   
О других вопросах, которые обсуждали в ходе круглого стола, читайте в ближайших выпусках «ЮП».

Поделиться

Сегодня | 08:33
В Челябинске покажут «Анну Каренину» по-другому

Секреты творчества режиссер Алексей Янковский раскрыл в подкасте «Так культурно!».

Сегодня | 07:01
На Южный Урал вернется тепло

Столбики термометров поднимутся до +20 градусов.

31.03.2024 | 12:28
В Челябинской области смогут устанавливать правила работы для «наливаек»

Госдума расширила полномочия регионов для борьбы с такими торговыми точками.

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

 
Новости   
Спецпроекты