Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Сплавить выходные. Туристические туры по рекам заняли нишу бюджетного отдыха челябинцев

20 Июля 2018 Автор: Олег Гошев Фото: предоставлены автором
Сплавить выходные. Туристические туры по рекам заняли нишу бюджетного отдыха челябинцев


Если говорить о географии путешественников, то внутренний туризм Челябинской области уже давно перестал быть внутренним делом только южноуральцев. Широкую тропу в наш регион протоптали тюменцы, а также гости из безводной Свердловской области. Приезжают не только из соседних областей, Москвы, Петербурга и Казани, есть и иностранные любители дикой уральской природы.

Что касается денег, то тур «два дня — одна ночь» в Челябинской области сегодня стоит в районе 3-4 тысяч рублей с человека. Есть скидки на возраст, но они несущественны. Поэтому бюджетность трат каждый определяет для себя сам. За эти деньги вас довезут до места старта, как правило, катамараны спускают на воду в районе Майской поляны. В стоимость входит нехитрая кормежка из тушенки с гречкой или лапшой, ночевка в палаточном «отеле», походная баня у края реки, финиш на стоянке у деревни Лаклы и возвращение домой.

Сохранить р. Ай

Большинство туроператоров очень любят на своих страничках в сети выставлять этот дорожный указатель: синяя табличка с буквами «р. Ай». И река Ай действительно стала раем для туристов, для любителей и ценителей природы, для тех, кто хочет провести выходные на свежем воздухе, хватить немного романтики путешествий.

— В Саткинском районе немало туристических направлений. Это и названный сплав по реке Ай, и фестиваль «Кислица», парк «Зюраткуль», исторический комплекс «Пороги», — обозначила тему Валентина Пасхина, руководитель центра туризма и гостеприимства Саткинского района. — Мы ежегодно в июне проводим фестиваль «Айские притесы», который и открывает сезон сплавов.

сплав_Рискин_20180708_125822.jpg

Сплавы из туристического увлечения на коммерческие рельсы перевели лет тридцать назад. Пионеры туристического направления и не подозревали, что их идея приобретет такие масштабы. Наталья Банникова, руководитель компании «СатТурн», сравнила реку Ай с трассой М5, где скоро тоже уже пробки будут. «На реке как на федеральной дороге, каждые 5-10 минут идут катамараны, — отметила Наталья. — По оценкам инспекции по маломерным судам и сотрудников МЧС за выходные дни по реке Ай проходит от 2700 до 3000 туристов». Понятно, что это огромная нагрузка на экосистему района.

Безопасность самих туристов — еще один пункт, остающийся проблемой. Отправляясь на сплав или в пещеры, туристам организаторы обязаны провести инструктаж. Не выдавать те шаблонные методички, где перечислено, что можно и нужно взять с собой в рюкзаке, а детально прописать все шаги безопасного поведения. Плюс сами группы должны пройти регистрацию в единой диспетчерской службе.

сплав_Рискин_внутрь текста_20180707_205053.jpg— Если эти организационные моменты еще худо-бедно выполняются, то загрязнение берегов реки становится уже бедствием, — добавила Валентина Пасхина. — Практически на всех несанкционированных стоянках остаются мешки с мусором. Сейчас мы планируем предложить передать земли вдоль реки предпринимателям, которые занимаются турбизнесом, чтобы они оборудовали там туалеты, спальные места, убирали мусор. И тогда отдых в условиях дикой природы станет более цивилизованным.

Кальцит на сувениры

Отдельная история — сколько турфирм в этой сфере работает на законных основаниях. По самым скромным подсчетам, доля нелегалов варьируется от 30 до 50 %.

— Мы одни из немногих, кто занимается развитием инфраструктуры, обустройством стоянок и уборкой мусора за туристами вдоль реки, — сказала Банникова. — В ходе таких экологических акций мусор возят тоннами. Несанкционированные стоянки наносят вред рекреационной системе, жители сел вдоль реки недовольны, что рядом с их огородами, памятниками вырастают палаточные лагеря. А на шум и загрязнения жалуются нам, официальным туроператорам.

По словам Натальи Анатольевны, они отмечают даже такие случаи, когда вчерашние водители «газелей», еще пять лет назад возившие туристов на сплавы, сейчас закупили катамараны, палатки и сами стали туроператорами. Дело нехитрое, но, судя по количеству объявлений в интернете, достаточно прибыльное.

И это не только уход от налогов, что бьет по бюджету муниципалитета, но и отсутствие страхования самих туристов, здесь не нужно объяснять возможные последствия, а также несоизмеримый экологический вред самой реке. Мы уже говорили про эльбрусы мусора на местах стоянок «туроператоров», а вытоптанный лес вокруг палаток превращается в отхожее место. Одной из жертв туристического нашествия уже стала Кургазакская пещера, которая практически полностью лишилась кальцитовых натеков. Говорят, что туристы растащили на сувениры.

…А тем временем каждое утро субботы десятки и сотни автобусов везут туристов в Саткинский район.


Комментарий

Столбов-Дмитрий-Александрович_директор-ОГБУК-Центр-развития-туризма-ЧО.jpgДмитрий Столбов, директор ОГБУК «Центр развития туризма Челябинской области»:

— На рынке действительно существуют компании, которые ведут туристическую деятельность «вчерную». Они не зарегистрированы в налоговой инспекции, не нанимают работников официально, не платят отчисления в Пенсионный фонд, не страхуют туристов... Из-за отсутствия этих накладных расходов стоимость их продукта (экскурсий, сплавов, походов) ниже, чем у лицензированных туроператоров. Но цена имеет значение только до какого-либо несчастного случая в дороге или на маршруте. И тогда незаконная туркомпания никакой ответственности не понесет, бросит все имущество и потеряется, а клиент останется один на один с бедой.  

07.08.2020 | 15:28
На что южноуральцы жалуются омбудсмену

Уполномоченный по правам человека в Челябинской области рассказала, как быстро удается решить людские проблемы, почему омбудсмен не Дед Мороз и как победить эпидемию правовой безграмотности.

06.08.2020 | 14:35
Как это сделано. Есть ли будущее у промышленного туризма в Челябинской области

Пока закрыто авиасообщение с большинством стран, южноуральцы переориентировались на внутренний туризм. Согласно опросам, многие будут довольствоваться отдыхом внутри региона.

14.02.2020 | 08:26
Алексею Текслеру предложили проект восстановления древней колесницы

Губернатор Алексей Текслер обсудил идеи реконструкции с руководителем центра исторических проектов «Археос» Иваном Семьяном.

24.10.2018 | 13:01
Поймать осетра. В Челябинской области обсудили состояние рыбохозяйственной отрасли

Напомним, что стратегия развития отрасли региона предусматривает к 2020 году увеличение объемов производства товарной рыбы до 7 тыс. тонн.

Новости   
Спецпроекты