Навязчивые входящие. Имеют ли право банки атаковать южноуральцев рекламными звонками

13 Ноября 2018 Автор: Елена Николаева, Леонид Смольников, Борис Кампов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Навязчивые входящие. Имеют ли право банки атаковать южноуральцев рекламными звонками


У вас деловое совещание, ужин с любимым человеком, или вы просто стремглав несетесь в поликлинику, держа на руках хныкающее чадо… И вдруг звонок на мобильник: «Здравствуйте, а вы знаете, что в нашем банке отличные условия для кредитования?»

Далее разговор (или, правильно сказать, разговоры) строится по достаточно стандартному сценарию: «Я занят, мне некогда». — «Это отнимет у вас немного времени». — «Я не хочу совсем с вами разговаривать». — «Мы перезвоним вам позже». — «Не нужно мне перезванивать позже, и вообще, откуда вы взяли мой номер телефона?» — «Если хотите, чтобы вам не звонили, пишите заявление, чтобы вас исключили из базы». — «Какого черта я должна/должен что-то писать, если я вас не просила/не просил включать в вашу базу мой личный телефон»… Далее, как говорится в известном советском фильме, «следует непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений»… Потом проходит время, и нежданные звонки повторяются, с каждым разом усиливая остроту тех самых идиоматических выражений с нашей стороны.

Стандартный набор

Правда же, для большинства владельцев мобильных телефонов ситуация до боли знакомая? Под рекламный молот попадает и стар, и млад, и рабочий, и директор — прививки ни у кого нет. Атакуют всех без разбора, невзирая на то, давал ли человек свое согласие на приобщение к рекламной информации этих компаний или в принципе никогда не имел дел с ними. Справедливости ради нужно отметить, что атакуют рекламными предложениями южноуральцев не только финансово-кредитные учреждения, но и медицинские центры, интернет-провайдеры и т.д. и т.п…

«Лично у меня последняя подобная история произошла с банком «Восточный», — говорит главный редактор газеты «Южноуральская панорама» Андрей Трушников. — Я никогда не являлся их клиентом и тем более не давал ни письменного, ни устного разрешения сообщать мне об их рекламных продуктах. Но, видимо, мой номер каким-то образом попал в слитые базы данных, которые, судя по всему, сегодня гуляют между организациями. Они звонили мне на номер телефона, присылали свои предложения на личный почтовый ящик. Когда я им указывал, что негоже пользоваться моим номером телефона без спроса, говорили, что его им дали мои близкие… С каждым звонком я становился все менее учтивым. Но мои просьбы вычеркнуть себя из моей жизни банковские «звонильщики» игнорировали, предлагая мне куда-то прийти и чего-то там написать… В конечном итоге я разразился гневным постом на собственных страницах в соцсетях с обещанием уронить на головы банкиров всякого рода законные кары, чтобы неповадно было. В конечном итоге это и сработало: передо мной извинились и пообещали более не беспокоить».

Готовя эту публикацию, мы обратились к нашим подписчикам в соцсетях с просьбой рассказать, был ли у них опыт печального общения с банкирами. Надо сказать, что эмоции в комментариях подчас зашкаливали, из чего нам несложно было сделать вывод, что эта точка бытия современного южноуральца чрезвычайно накалена.

Елена. И.: «Мне практически ежедневно названивают из банка «Восточный», трижды блокировала номера — с других достают».

Оксана В.: «У меня также история с «Восточным экспресс-банком». Звонят в 8-9 утра, когда я еще сплю и не имею никакого желания просыпаться, особенно от их предложения! Последний раз они меня вообще выбесили вкрай: 9 утра звонок от них. Я, естественно, посылаю куда подальше и пытаюсь снова заснуть, но градус гнева от нежеланного пробуждения во мне кипит. Нахожу телефон их службы жалоб, звоню и прошу удалить мой номер, чтобы мне больше не звонили. Естественно, моя речь в гневной форме. На что девушка на том конце мне отвечает, что не надо с ней так разговаривать, она же со мной спокойно говорит. Ок, сбавляю обороты. Она говорит, что моя заявка на удаление номера принята, как будет исполнена, придет СМС с подтверждением. Успокоившись, стараюсь вернуться в свой сон и досмотреть его. Но... В 10:00, то есть через час после их первого звонка и через полчаса после моей заявки угадайте, кто мне звонит?! Бинго! Все тот же банк со своими предложениями! А я только стала засыпать... Тут я просто взревела и от души прошлась по бедному мальчику на том конце провода! Пискнув: «Извините, я передам вашу жалобу руководству», он тут же ретировался из моего уха».

Кроме банка «Восточный», наши читатели также в своих комментариях к нашим постам навязчивыми и непрошеными называли звонки от «Модульбанка», банка «Русский стандарт», «ОТП банка», «Совкомбанка»… Думается, этот список, если бы мы опросили большее число людей, пополнился бы дополнительными именами. Многие из этих банков, надо отметить, достаточно быстро реагировали на комментарии читателей и предлагали им решить проблему миром.

Куда жаловаться

Проблема, как видим, существует. Но есть ли у нее эффективное решение?

«Я однажды заморочилась и написала заявление в прокуратуру, там долго-предолго думали, что с этим делать, да и перенаправили мое заявление в Роспотребнадзор, — пишет в своем комментарии Ирина Я. — Там тоже долго думали, а потом отправили мое заявление в Роскомнадзор. Там, судя по всему, вообще не думали, а просто позвонили в компанию, откуда мне названивали, и открытым текстом спросили: а зачем вы звонили по такому-то номеру? В ответ услышали: мы не звонили, у нас такой клиентки нет и отродясь не было. В результате через бог знает сколько времени мне пришел ответ из Роскомнадзора: нарушений не обнаружено, там сказали, что никто вам не звонил, а ваши обвинения бездоказательны. Недовольны — идите в суд».

Корреспонденты «ЮП» решили попытать счастья и все-таки обнаружить эффективную плетку для рекламных нарушителей нашего спокойствия. Так как найти управу попробовали именно на банковские звонки, свои запросы в различные ведомства конкретизировали именно этой тематикой.

Первой на запросы откликнулась антимонопольная служба. В своем комментарии в Челябинском УФАС пояснили: «Закон о рекламе содержит запрет на рекламу по сетям электросвязи без согласия абонента. Если такое согласие не получено, то это нарушение закона о рекламе, и граждане вправе обратиться в антимонопольную службу с соответствующим заявлением». Отметим, что отправить жалобу в антимонопольную службу можно через единый портал госуслуг или же написать заявление собственноручно и отдать в управление.

— Штрафы для юридических лиц составляют от 100 до 500 тысяч рублей, — комментирует Татьяна Соболевская, заместитель руководителя Челябинского УФАС. — В частности, в 2018 году мы рассматривали дело в отношении «Модульбанка», который направил СМС-сообщение с рекламой на номер физического лица, не получив согласия абонента. Банк был привлечен к административной ответственности, вынесено постановление о наложении штрафа в размере 100 тысяч рублей. В Челябинской области за нарушения такого рода больше чем на 100 тысяч рублей банки пока не штрафовали. Вышеназванный банк отделался минимальной санкцией, поскольку СМС-сообщение было направлено абоненту единожды. Однако если в течение года организация снова попадет в поле зрения антимонопольщиков с аналогичным нарушением, штраф может вырасти и до полумиллиона рублей.

В Уральском главном управлении Центрального банка России нам порекомендовали в случае поступления «холодных звонков» из банков, кроме Федеральной антимонопольной службы, на которую возложена функция надзора за соблюдением кредитными организациями требований законодательства о рекламе, также подавать жалобу в Роскомнадзор. В ЦБ отметили, что с января по сентябрь 2018 года в Банк России от жителей Челябинской области поступило 20 жалоб, связанных с исключением номеров телефонов из базы автодозвона кредитных организаций. Цифра небольшая скорее всего потому, что сегодня многим просто неохота тратить время на переписку с ведомствами. Но если мы хотим, чтобы от нас по-настоящему отстали, выбора, видимо, нет.

Самым наукообразным и чрезвычайно чиновничьим оказался ответ из Роскомнадзора. Здесь сообщили, что «обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено».

Что касается того, является ли личный телефонный номер человека его персональными данными, то ответ ведомства в данной части оказался чрезвычайно мудреным: «Номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъект персональных данных) можно однозначно идентифицировать, и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца». Если мы правильно смогли перевести с чиновничьего на русский, то работает это примерно так: если вам просто звонят и говорят: «Гражданин, мы вам расскажем о своих услугах», это не является нарушением закона о персональных данных. Если на другом конце провода от организации, которой вы никаких разрешений не подписывали, вы слышите: «Дорогой Иван Иванович Иванов, сейчас мы вам поведаем, какие мы классные», закон нарушен.

Как видим, наказать тех, кто рекламными звонками вам портит жизнь, можно. Причем наказать в финансовом плане достаточно ощутимо. Однако есть нюанс, о котором нам не под запись поведали в одном из ведомств: ваши жалобы вряд ли смогут урезонить «звонильщиков», если вы не имеете запись телефонного разговора или сохраненное СМС. Поэтому вместо того, чтобы после очередного звонка выдавать сильное «идиоматическое» выражение, стоит нажать кнопку «Записать разговор». Благодаря этому вы сможете наказать навязчивые компании за неразрешенные звонки на ваш номер на сотни тысяч рублей.

12.12.2018 | 12:17
Не окончена война. Ученикам Яраткуловской школы подарили два металлоискателя

История эта началась еще в начале декабря, когда на прием к председателю Заксобрания Владимиру Мякушу в общественную приемную Дмитрия Медведева приехали глава Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского района Ильгиз Туктаров и учитель местной школы Азат Халилов.

11.12.2018 | 15:49
Вернуть воду природе. Как эффективная экономика помогает сохранять экологию

Ошибочно считать, что теплоэнергетика как-то серьезно влияет на воду, которую ТЭЦ берут из рек и озер, а потом, после ее использования в производственных циклах, частично возвращают обратно. Как раз наоборот: по данным лабораторных исследований, вода возвращается в родной источник даже в более чистом виде.

Новости   
Спецпроекты