Комплексная перезагрузка. Чиновники и эксперты обсудили, как сделать Челябинск городом для жизни

27 Августа 2019 Автор: Александр Анурьев Фото: Вячеслав Шишкоедов
Комплексная перезагрузка. Чиновники и эксперты обсудили, как сделать Челябинск городом для жизни


Развитие городской среды, в частности благоустройство общественных пространств, стало общероссийским трендом. Крупные мегаполисы борются за федеральные гранты, с недавнего времени в борьбу включился Челябинск. Городские власти налаживают диалог со специалистами в области благоустройства и строят амбициозные планы. Именно последнему пункту было посвящено недавнее заседание проектного комитета по программе «Город для жизни».

Комплексное решение

Встреча в стенах городской администрации стала практической и созидательной. Зал был переполнен: пришли чиновники, независимые эксперты и общественники.

«Проблемы городской среды копились не один год, и теперь мы будем наверстывать упущенное в комплексе с возрастающим общественным запросом», — отметила и.о. главы города Наталья Котова.

Первым слово взял врио замглавы по вопросам градостроительства Сергей Репринцев. Свой доклад он начал с цифр по вводу жилья. На этот год в Челябинске запланировано введение в эксплуатацию 662 тысяч квадратных метров, на 2020 год — 756 тысяч «квадратов». Значения, безусловно, радуют, однако главная суть не в них. Дело в том, что зачастую при появлении новых высоток благоустройство прилегающей территории, к сожалению, оставляет желать лучшего. Ситуацию нужно менять, и Сергей Репринцев озвучил возможный выход.

«Проблема существует и стоит перед нами очень остро, однако на данный момент нет никаких нормативно-правовых актов, с помощью которых комитет градостроительства и органы самоуправления могли бы регулировать благоустройство. Мы уже подготовили по этому поводу предложения, чтобы утвердить их законодательным актом», — отметил Сергей Репринцев.

Если инициатива пройдет, то чиновники смогут способствовать созданию многофункциональной комфортной среды для проживания. Сейчас людям нужны не просто жилые метры, горожане хотят жить в комфорте. Серость дворов должны украсить детские игровые площадки, архитектурные формы, где можно посидеть, приятно провести время. Эту культуру необходимо развивать и наращивать.

детская-площадка_БУ_(С)_детская-площадка_DSC1715.jpg

Другая острая тема — типовая застройка в новых районах, которой грешат некоторые компании. От нее тоже нужно уходить, иначе может случиться история как в известном советском фильме.

«Большое количество типовых проектов влечет за собой потерю индивидуальных черт и разнообразия городской среды. С июля этого года принято решение запретить типовое строительство вдоль гостевых маршрутов, что позволит проводить уникальную застройку улиц и создавать разнообразную городскую среду», — подчеркнул Сергей Репринцев.

Однако будущее Челябинска отнюдь не за возведением новых микрорайонов, а за освоением уже застроенных территорий. Дело в том, что земельных участков под комплексное освоение на территории мегаполиса практически нет, и это нужно учитывать. Сегодняшний курс нацелен на реновацию уже застроенных территорий, где присутствуют коммунальные и социальные объекты. Главная цель — комплексный подход к их реорганизации.

«Жилье, общественные пространства, экология определяют наше самочувствие и настроение. Рост жилой застройки, а у нас только за прошедшие семь месяцев принято в эксплуатацию 24 жилых дома, зачастую опережает инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру. Сейчас мы будем наверстывать упущенное в комплексе с нарастающим общественным запросом», — отметила и.о. главы города Наталья Котова.

Мой двор — моя крепость

Благоустройство парков и скверов — вопрос, безусловно, важный и нужный. Однако простому горожанину куда важнее собственный двор. В этом году на благоустройство 125 дворов Челябинск получил 272 млн рублей. Все виды работ и проект обустройства согласовываются и утверждаются жителями. В рамках программы «Формирование комфортной городской среды» обновляются дворовые проезды, наружное освещение и тротуары, появляются новые скамейки, урны и парковки. Кроме того, существует дополнительный перечень работ, решение по которому могут принять сами жители. Это оборудование детских и спортивных площадок, озеленение территории, а также установка или ремонт ограждений. Однако в этой сфере тоже существуют некоторые недоработки. Во-первых, проекты благоустройства требуют усиленного контроля качества на этапе создания и реализации. Во-вторых, важным условием современного развития городской среды является создание безбарьерной среды для маломобильных граждан. Следовательно, при разработке проектов должны присутствовать не только исполнители и жильцы, но и сторонние эксперты.

двор_Шишкоедов_DSC_2584_двор,-автостоянка.jpg

«Жители не являются специалистами, они выбирают то, что удобно им. В итоге дворы превращаются в парковки. Также во дворах появляются двухполосные дороги, небезопасные для жителей. Я предлагаю, чтобы в проектировании участвовали компетентные специалисты», — заявил урбанист Лев Владов.

По его словам, при должном подходе всегда можно найти компромисс. Чтобы машины не парковались на газонах, не нужно строить высокие бордюры, осложняющие жизнь маломобильным гражданам. Можно, например, поставить столбики, и все будут довольны.

Дорогу велосипедистам

Последнюю часть заседания посвятили благоустройству общественных пространств. О будущих проектах собравшимся поведали главы городских районов, а также те, кто занимался созданием «города будущего».

Начать стоит с того, что в 2018 году была разработана концепция благоустройства центральной части города, включающая развитие улично-дорожной сети, озеленение, формирование новых общественных пространств, установку малых архитектурных форм.

«Мы получили объемный, масштабный, амбициозный проект, общая сметная стоимость которого составила порядка 10 млрд рублей. Концепция определяет ключевые моменты, подходы к решению проблем. Но это не рабочий проект, это идеальная модель того, к чему мы можем и должны стремиться», — сообщила начальник отдела архитектуры и дизайна городской среды Екатерина Силина.

По ее словам, главные приоритеты современного благоустройства — это развитие велодорожной сети и озеленение мегаполиса. Последнее весьма недешево: только на флору центральной части города планируют потратить около 200 млн рублей. Что касается первого пункта, городские власти планируют не только создать сеть велосипедных дорожек, но и организовать велопрокат.

благоустройство_DSC3272_велосипеды.jpg

Другой интересный и значимый вопрос связан с благоустройством набережных. Речь идет о реке Миасс и озере Смолино. Проекты представили главы Центрального района Виктор Ереклинцев и Ленинского района Александр Орел. Оба объекта масштабные и включают не только внешнее преображение, но и создание рекреационных зон. Главы других районов тоже не остались в стороне и поделились планами на будущее. Так, глава Советского района Владислав Макаров рассказал о площадке для выгула собак, которая появится рядом с парком Пушкина, а руководитель Калининского района Сергей Колесник поведал об озеленении прогулочной зоны около органного зала.

Все проекты интересны, но останавливаться на достигнутом не стоит. Это касается не только идей благоустройства, но и подходов к их реализации. Отличным ходом может стать привлечение крупного бизнеса к созданию крупных проектов. Хорошим примером подобной политики может служить соседний Екатеринбург, где промышленные гиганты буквально соревнуются за преображение города.

Вчера | 15:42
Хлеб из биопечки. Сможет ли искусственная еда заменить натуральную

Можно ли сделать искусственную пищу из электричества, воздуха и воды? По мнению ученых, эта задача сегодня вполне решаема. К примеру, финские биотехнологи сообщили о прорывном открытии, позволяющем при помощи микроорганизмов производить муку «из ничего».

Вчера | 14:33
Рожайте — поддержим. На какие пособия могут рассчитывать южноуральские семьи

С начала этого года значительно обновился перечень мер социальной поддержки для южноуральских семей с детьми. В рамках проекта «Демография» на эти цели предусмотрено около 2 мрд рублей.

Вчера | 17:16
В Челябинске осталось отремонтировать треть дорог по нацпроекту

Подрядчик продолжает работы на основных транспортных магистралях.

Вчера | 16:04
В Челябинской области 4-летний ребенок пострадал в столкновении иномарки и ВАЗа

Автомобиль с малышом вылетел на встречную полосу.

Новости   
Спецпроекты