Цвет молодости. Как Южный Урал встретил творческую молодежь со всей страны
В Челябинске отшумел самый яркий фестиваль. «Российская студенческая весна» стала праздником для двух тысяч студентов средних профессиональных организаций из более чем 70 регионов страны.
На фестивальных подмостках
За кулисами Челябинского молодежного театра волнительно и тревожно. Артисты старательно прокручивают в голове заученные роли. А кто-то, эмоционально жестикулируя, пытается войти в образ. Здесь приятно находиться — воздух пропитан творческой энергетикой.
На сцену выходит девушка в деревенском наряде. Это Виталия Чудинова из Салехарда. Она читает монолог Груни из «Дездемоны» Александра Трушкина. Юмористическая новелла в каком-то смысле пародия на шекспировского «Отелло». Только здесь все происходит в деревне. Постоянно ревнивый муж не может найти себе места. Жена Груня любит его, но временами дает поводы для волнений.
«На фестивале все очень дружелюбные. Участвовала в пяти номинациях: вокал, театр, оригинальный жанр, региональная программа и медиа. Понравились все направления», — отметила участница фестиваля из Ямало-Ненецкого автономного округа.
Душевный перформанс прозвучал в исполнении Павла Морщинина из Томска. Под «Цыганскую песню» Высоцкого артист читал произведение Маковского «Есенину».
«Песня перекликается с внутренним состоянием Есенина. Когда у него было все, ему постоянно чего-то не хватало, — говорит Павел. — Это стихотворение услышал в тяжелый момент своей жизни. И сразу понял: я могу его прочувствовать и передать настроение. Произведение не о безнадежности, наоборот, оно дает силы и веру в лучшее».
На площадке свое творчество демонстрировали не только студенты, обучающиеся в колледжах актерскому мастерству, но и те ребята, которые получают образование, совершенно далекое от культуры и искусства. По мнению художественного руководителя Казанского камерного театра SDVIG, арт-директора арт-резиденции Константина Хабенского Александра Фельдмана, наличие на конкурсе такого разделения позволяет не сталкивать друг с другом тех, кто находится в более или менее выгодном положении.
«Здесь нужно определить скорее не победителя, а, наверное, вектор развития, то есть того артиста или коллектив, на которых другие участники посмотрят и скажут: «Да-да, я бы так хотел, я бы тоже двинулся в эту сторону». Мы стараемся найти такой номер, который впечатляет, поэтому смотрим сердцем», – сказал Александр Фельдман.
Свои номера и постановки демонстрируют студенты из Санкт-Петербурга, Татарстана, Удмуртии, Челябинской, Саратовской и Томской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа и других регионов России. Обладатель Гран-при получит 100 тысяч рублей на воплощение своих идей от президентского фонда культурных инициатив.
В поисках себя
В челябинском городском саду имени Пушкина открылась мастерская под открытым небом. За трехметровыми полотнами творят ребята из самых разных регионов России. У многих в руках вместо привычной кисти аэрозольный баллон. Жидкая краска со сладковато-синтетическим запахом ложится слой за слоем. Контуры рисунка приобретают узнаваемые черты. Еще пара штрихов, и богиня красоты Венера выпорхнет с полотна. Но этого не произойдет, говорит создатель картины челябинский художник Михаил (псевдоним Flopic).
«Рисунок получается незаконченным, в виде наброска. Этой работой хочу сказать, что, когда ты студент, очень важно не забывать жить, пробоваться в разных направлениях. В общем, искать себя», — считает участник фестиваля «Российская студенческая весна».
К своим задумкам ребята подходят творчески. Анастасия Павленко из Астрахани пишет картину о поисках себя в этом сложном мире. Через необычные формы девушка пытается передать внутреннее состояние своей героини. В центре композиции — коридор, ведущий по лестнице жизни.
«Наше поколение чувствительное, ранимое. Здесь присутствует сочетание пастельных цветов. Но акцент делается на черном. Он показывает, что в жизни бывает не так все радужно, и нужно иногда проходить через темные коридоры», — рассказывает студентка художественного училища имени Власова.
Будущий медбрат из Ноябрьска Александр Казаков творит акриловыми красками. Из-под его кисти рождается символ молодости.
«Рисую букву «я», потому что наша личность формируется под влиянием позитивных и негативных моментов в жизни. Рисунок состоит из разных фрагментов. Если прочитать его справа налево, получится слово «Ямал»», – сказал Александр Казаков.
Краски также подобраны со смыслом. Желтый символизирует солнце, изумрудный синий — периоды в жизни. Еще этот цвет перекликается с Ямалом, северным и холодным. Александр считает, что творчество имеет способность исцелять. В родном Ноябрьске для всех желающих молодой художник проводит мастер-классы по росписи одежды.
«Здесь потрясающая атмосфера. Познакомился с ребятами из своей делегации. Ведь мы все далеко друг от друга живем. Такие фестивали помогают нам вместе собираться и обсуждать локальные проблемы», — говорит Александр.
С национальным акцентом
«Российская студенческая весна» наполнена многонациональным колоритом. На фестиваль в Челябинск участники привезли самобытные костюмы, танцы, музыку, театральные постановки с элементами обрядов.
Команда студентов из Республики Бурятия показала на конкурсных прослушиваниях яркое зрелищное выступление. Артисты поприветствовали гостей и участников фестиваля словами «Арман Мандэ!», в переводе с бурятского это означает «Добро пожаловать!». В хороводе кружились девушки и парни в национальных костюмах, но неожиданно инициативу в танце перехватили юноши.
«Это танец «огненная гора». В нем показан мужской характер. Своими движениями мы изображаем охоту, езду на конях и элементы национального вида спорта — борьбы», — поясняет участник фестиваля Дамдин Филиппов.
Культура Бурятии многогранна. Свои традиции из поколения в поколение передают семейские казаки, которые поселились в Забайкалье в XVII веке, в эпоху церковной реформы патриарха Никона. Участница народного ансамбля танца «Ликование» Софья Абидуева — потомок семейских казаков. На девушке народный костюм — пышная юбка и кофта с кружевами, которые не только украшают одежду, но и несут смысл оберега.
«Мой прадедушка был атаманом Гусиноозерска, а прабабушка — чистокровной семейской казачкой. В нашем танце «Забайкальская походная» есть фрагмент из народной игры. Девушки-казачки прыгают через шашку», — рассказывает Софья.
«Цветок Байкала» — пожалуй, самый волшебный из национальных танцев. Воздушное полотно изумрудного цвета вздымается вверх. В пучине импровизированного озера рождается загадочный цветок. Завораживающий и таинственный перформанс в национальном стиле покорил сердца многих зрителей.
«Уникальность танца в том, что он основан на забайкальском фольклоре. Материал собирался в экспедициях по рассказам старожилов и этнографов. Танец полностью соответствует лексике движений XVIII-XIX веков», — отметила руководитель народного ансамбля танца «Ликование» колледжа искусств имени П. Чайковского в Улан-Удэ Татьяна Давыдова.
На фестивале команда также представила стилизованные народные костюмы. Студенты продемонстрировали уникальные бурятские узоры на женской одежде и необычные головные уборы.
Вместе с представителями Бурятии свою национальную культуру демонстрируют студенты из Челябинской, Томской и Ленинградской областей, Пермского края, Республики Саха (Якутия), Ямало-Ненецкого автономного округа. Конкурсные прослушивания проходили в Челябинском театре драмы имени Н. Орлова.
Поделиться