Челябинские эксперты оценили идею введения школьной формы
Министерство просвещения предлагает на законодательном уровне закрепить необходимость носить единую школьную форму.
Как отметила первый зампредседателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова, депутатский корпус считает важным провести обсуждение с родительским сообществом, узнать мнения детей.
«В чем плюс школьной формы? Первое: ребенок не сможет прийти в каком-то очень ярком или экстравагантном виде. С другой стороны, это уравнивает детей, потому что, конечно, существует расслоение, когда некоторые родители могут позволить купить детям брендовую дорогую одежду, а другие не имеют такой возможности. В этом плане это действительно дисциплинирует и помогает. Я считаю, инициатива сама по себе хорошая. Но важно обсудить ее с родителями и, самое главное, понять вопрос по финансированию», — считает Яна Лантратова.
По мнению начальника управления образования Красноармейского района Светланы Маклаковой, эта проблема давно назрела, но вопросов очень много, особенно к периферийным школам.
«В нашем районе мы начали заниматься этой темой, наверное, с 2006 года. Какие бы мы ни пытались применять меры воздействия на детей и родителей, не все получилось. Понятно, что это профилактика травли, что это позволяет наладить дисциплину в школе. Я считаю, что порядок начинается с внешнего вида. Но на селе есть определенные нюансы: это очень накладно для многих родителей, особенно в маленьких сельских школах», — отмечает эксперт.
Обсуждение на родительских форумах сейчас вертится в основном вокруг затрат на форму. И для этого есть все основания.
«Что такое дресс-код? Это принадлежность к определенной социальной группе, обществу. Наши дети в школе не только учатся. Школа — это важный этап в жизни ребят для формирования социальных связей. И школьная форма в этом случае помогает, структурирует, организует, и это прекрасно, — рассуждает Евгения Майорова, уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области. — Но есть важный момент — финансовая составляющая. Не все родители могут купить дорогую форму. Тем более что обычно нужны минимум два комплекта. И не стоит забывать об индивидуальности молодых людей. Как сохранить принадлежность к группе и при этом оставить возможность самовыражения для ребенка? Это вопрос. Но я думаю, решаемый».
Итак, школьная форма — существенная статья расходов любой семьи. Так ли это и откуда родителям брать деньги на это?
«Сейчас моя дочь учится в пятом классе, и мы всей параллелью договорились, что покупаем одинаковую форму. Она красивая, удобная, практичная и стоит на самом деле не так уж дорого. При этом форма должна быть и модной, потому что наши дети свободолюбивы. Поэтому только мотивация детей, педагоги и родители должны договариваться, принимать совместные решения после обсуждений. Когда дети в форме, меньше поводов для буллинга, кто как одет», — рассказал Андрей Горланцев, представитель родительской общественности Копейска.
Как считает директор по информационному развитию медиахолдинга «Гранада Пресс» Андрей Трушников, если спустить в школы «обязаловку» одеть всех детей, сразу возникнет вопрос по социально незащищенным слоям населения. Но хватит ли государству средств помочь этим родителям одеть таких детей?
«Кроме того, я уверен, что мы однозначно в старших классах столкнемся с сопротивлением при введении формы. Дети будут однозначно сопротивляться этой унификации, они сами могут надевать любые одинаковые балахоны, но как только мы им будем даже самую красивую форму спускать сверху, они воспротивятся, — говорит он. — Поэтому я бы рекомендовал государству все-таки обратить внимание в первую очередь на форму для начальной школы, где она будет нести и воспитательный момент, и некий элемент гордости за принадлежность к ученическому сообществу. И только после «прокачки» в начальной школе потихоньку внедрять форму в старших классах. С формой ребенок должен вырасти».
Поделиться