Челябинские эксперты оценили введение в программу вузов курса основ государственности
В Минобре РФ утвердили концепцию и подходы к преподаванию курса «Основы российской государственности». Поручение о разработке и включении в образовательные программы вузов новой дисциплины президент Владимир Путин подписал в январе.
Курс будет введен в вузы уже с сентября 2023 года. В его разработке и обсуждении приняли участие три тысячи преподавателей из 562 университетов страны.
Своими мнениями по этому поводу поделились члены «Экспертного клуба» Челябинской области.
По мнению спикера Законодательного Собрания Челябинской области Александра Лазарева, введение курса «Основы российской государственности» будет способствовать формированию чувства гражданственности у молодых людей и их сопричастности к общественной жизни страны.
«Курс лекций и дискуссий поможет сформировать у подрастающего поколения критическое мышление. Это особенно важно в нынешних реалиях, когда идет борьба за умы подрастающего поколения россиян. Молодежь пытаются запутать, сбить с толку агрессивной и яркой картинкой, которая искажает историческую правду. Старые методы преподавания сейчас уже не столь эффективны. Необходимо активно использовать новые форматы обучения, больше проводить в студенческой среде диспутов и семинаров по актуальным проблемам», — отметил Александр Лазарев.
Фото Людмилы Ковалевой
Само по себе введение данного курса полностью укладывается в современную образовательную повестку, уверен Евгений Жоров, проректор по воспитательной работе и социальной политике Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
По его словам, если ученые ответственно подойдут к задаче отбора и структурирования материала, то он может стать вкладом в процесс формирования активной и позитивной гражданской позиции учащейся молодежи.
«Другое дело, что использование цивилизационного подхода, заявленного в комментариях авторов идеи, вызывает у меня недоумение, — добавил эксперт. — Еще Любовь Семенникова (профессор МГУ, крупнейший отечественный цивилизационист) определяла российское общество и государство как неоднородные, да и в трудах основоположников цивилизационной теории нет указаний на российскую идентичность (у Данилевского ее место занимает славянский культурно-исторический тип). Это, конечно, не отрицает наличия особенных, органически сложившихся оснований для существования российского общества и государства, уникальных ценностей, но говорить о них лучше за пределами весьма схематизированной цивилизационной теории, кроме всего прочего предполагающей и «закат» любых цивилизаций».
Как отмечает старший преподаватель Южно-Уральского государственного университета Максим Двойненко, сейчас еще нет возможности ознакомиться с полным содержанием модулей, но точно известно, что их будет пять и читаться дисциплина будет на первом курсе.
«Настораживает скорость, с которой разрабатывается программа, однако, учитывая высокую компетентность профессоров и молодых экспертов в числе составителей, надеюсь на качественный результат», — заметил он.
По словам эксперта, сейчас от вузов региона собираются направлять представителей в РАНХиГС для обучения, а они затем будут транслировать полученный опыт на свои образовательные организации.
«Непонятна пока ситуация с учебными заведениями, которые подведомственны не Министерству высшего образования и науки, а, например, Министерству культуры. Но, думаю, и по этому вопросу мы скоро получим разъяснения», — сказал он.
По словам представителя АПЭК в Челябинской области Андрея Лаврова, все пять разделов нового курса демонстрируют комплексный подход к формированию мировоззрения подрастающего поколения.
«Нам предстоит громадная работа по переосмыслению, переформатированию дискурсов, по которым мы работам со студентами, это все понимают. Кстати, у моих студентов огромный интерес к истории России, ее культуре, государственности, российской цивилизации в целом», — отметил он.
Новый курс призван в русле синергии истории и обществоведческих наук рассказать о том, как в комплексе развивались и взаимодействовали между собой все институты гражданского общества в нашей стране, считает Полина Глинских, директор мультимедийного исторического парка «Россия — моя история».
«При удачной реализации, я уверена, данная мера сможет сформировать у молодежи целостное представление и понимание о российских ценностных ориентирах, об особенностях развития, что станет прекрасным дополнением к курсу истории и философии, — отметила она. — Я бы даже назвала этот курс своеобразным мостиком, который свяжет между собой историческую и культурную идентичность с особенным менталитетом и мышлением россиян».
Поделиться