В чем южноуральцы видят призвание учителя
По мнению экспертов, он должен быть не только предметником, но и инженером человеческих душ.
Во всех регионах страны, в том числе и на Южном Урале, стартовала Большая учительская неделя, которая завершится 9 октября Всероссийской акцией «День с педагогом и наставником».
Кем для нас является современный учитель: наставником, воспитателем или просто предметником? Как в школе воспитать у ребят патриотизм, осознание гражданской идентичности? Это и стало темой разговора в «Экспертном клубе» Челябинской области.
— Всех учителей поздравляю с праздником! Обычно желают послушных учеников, а я пожелаю самых разных — дисциплинированных и заводных, умных и креативных, — заявил Сергей Буяков, председатель комитета Законодательного Собрания по социальной политике. — Неизменным у всех должно быть одно — уважение к вашему труду. Спасибо вам за сохранение традиций прошлого, за постоянный поиск и самосовершенствование, готовность к восприятию нового.
По словам депутата, сегодня идет цифровизация образовательного процесса: сетевые дневники, журналы, расписание. Все это должно привести к сокращению перечня заполняемой учителем документации. Меняется и облик школ. В этом году провели капремонт и оснащение оборудованием 11 школьных зданий в 7 территориях области. Сергей Буяков высказал благодарность учителям его родной школы № 50 Челябинска, классному руководителю Наталье Беловой.
— Учитель выполняет триединую задачу: не только дает знания, но и воспитывает, является наставником, — сказал Юрий Конников, председатель Челябинской областной организации профсоюза работников образования. — В последние годы с появлением ЕГЭ главный акцент был сделан на обучение. Сегодня, возвращаясь к нашим национальным ценностям, все три направления приобретают равноценное значение.
Как отметил эксперт, наша школа является массовой, а педагоги несут большую нагрузку, но при этом нужно учитывать и индивидуальные особенности ребенка. Но главное — формирование у подрастающего поколения гражданской идентичности. Для этого нужно объединить усилия родителей, учителей и общества в целом. А профсоюз помогает сформировать гражданскую позицию у молодых педагогов и студентов, которую они потом транслируют детям.
— От учителя — педагога, наставника и воспитателя в одном лице во многом зависит безопасность Отечества, — убежден Евгений Савченко, член Общественной палаты Челябинской области. — Власти страны особое внимание уделяют восстановлению престижа профессии учителя. На это нацелен и указ президента, объявившего 2023-й Годом педагога и наставника. К примеру, в Челябинской области сегодня средний возраст педагогических работников составляет 47 лет. И власти региона, стремясь снизить «старение» учительского состава, приняли ряд мер по их «омоложению», стимулируя выпускников профильных вузов работать в школах.
По программе «Земский учитель» единовременную выплату в нынешнем году получат 77 педагогов. Уже заключены трудовые договоры на 73 вакансии из 15 районов и 5 городов региона. Среди них есть и те, кто после окончания вуза вернулись работать учителем на свою малую родину.
— Система образования — логическое продолжение семьи, особенно по получению компетенций в рамках социализации личности, — считает Константин Кашин, преподаватель истории ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского. — Настоящий педагог не только дает образование, но и выступает навигатором для ребенка в условиях социальной конфликтности. Преподаватель всегда выступает примером для подрастающего поколения, неся огромный груз ответственности.
По мнению эксперта, педагог призван «научить быть личностью», при этом школа продолжает семью и в плане гражданской идентичности, и в патриотическом воспитании.
С этим согласен Григорий Ваулин, директор АНО «Департамент развития институтов гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина»:
— Учительство должно стать почетным и престижным. Это залог развития нашего общества. Современная школа должна быть пространством возможностей для развития детей и подростков, их вовлечения в общественные процессы и определения будущего профессионального пути. Этот каждодневный труд требует командной работы школьных коллективов, высокого профессионализма и мотивации учителей, вовлеченности родителей и поддержки работодателей.
Ученый призывает снизить административную нагрузку на школы, поддерживать молодых педагогов. Политику в сфере образования можно будет считать эффективной, когда в педагогические вузы будут поступать талантливые и мотивированные абитуриенты.
— Для любого государства и народа профессия учителя — одна из самых важных, — отметил Андрей Лавров, представитель АПЭК в Челябинской области. — По словам Бисмарка, войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и священники. Хороший учитель совмещает в себе и предметника, и воспитателя. Это творец, инженер душ человеческих. Но главная функция учителя — это научить людей самостоятельно думать.
Как добавил эксперт, современным детям старые учебники не пойдут, они написаны в другой языковой, коммуникационной манере. За последние годы многое изменилось, и от того, как ты подаешь материал, во многом зависит воспитательный эффект.
— Учителя, как и врачи, опустились на дно социальной трясины. Их не очень уважают, — заявил Антон Рыжий, главный врач детской поликлиники № 8 им. А. Невского Челябинска. — С них все требуют, а родители относятся к учителям как к кассирам в супермаркете. Студенты измеряют их материальными категориями.
Медик считает, что настоящих учителей нужно ценить и беречь как целебный источник знаний, воспитателей нового человека.
— Роль учителя сегодня во многом прежняя, но сильно зависит от внешних факторов, от административных регламентов и родительских устремлений, — подытожил Николай Махнев, исполнительный директор проекта «Сельские школы РФ», руководитель проектов фонда «Институт воспитания строителей страны» (Миасс). — Школа должна уметь представлять свои ценности и традиции, системно говорить о своих удачах и достижениях, о людях, которые работают достойно, профессионально и творчески. Нужно повышать роль школы в развитии страны, так как здесь во многом формируется гражданственность человека.
Поделиться