Рапорт Сталину. О чем сообщали большевики Челябинской области

1 Мая 2024 Автор: Николай Антипин, кандидат исторических наук Фото: предоставлены автором
Рапорт Сталину. О чем сообщали большевики Челябинской области

В фондах Челябинского областного архива хранится уникальный документ — «Рапорт товарищу Сталину от большевиков Челябинской области». Он был создан в 1944 году и адресован в Кремль, чтобы показать производственные достижения Челябинской области за три года войны.

Открывает рапорт письмо областного партийного актива, направленное Верховному главнокомандующему и председателю Государственного комитета обороны Иосифу Сталину, летом 1943 года. В этом письме были такие слова: «Война вступила в решающий период. Близится час полного освобождения нашей Родины от ненавистных немецких оккупантов. С каждым днем приближается победа над гитлеровской Германией… Красная армия вписала в историю освободительных войн замечательные страницы разгрома немецко-фашистских войск под Москвой и Сталинградом».

Партийный актив взял обязательство только за второе полугодие 1943 года построить четыре новые домны, две коксовые батареи, девять мартеновских печей, четыре электропечи, два трубопрокатных стана, автомобильный завод. На собрании партийного актива было принято решение подготовить отчет для партии и правительства об исполнении взятых обязательств, а заодно сделать срез и зафиксировать для истории работу военных предприятий Челябинской области, ассортимент выпускаемой продукции, руководителей, инженеров и рабочих, чьим упорным трудом в глубоком тылу ковалась победа над врагом.

Бюро Челябинского обкома партии.jpg

Самый тяжелый документ

Рабочую группу по подготовке рапорта Сталину возглавил секретарь обкома партии по пропаганде Алексей Шварев. Редколлегия определила список предприятий, информацию о которых следовало включить в рапорт. На каждое из них были направлены письма с предложением самостоятельно изготовить эскизы страниц по прилагаемому техническому заданию.

Предприятия присылали подготовленные материалы в трех экземплярах: предполагалось изготовить два рапорта, а третий комплект листов был на всякий случай. Комиссия строго и внимательно просматривала макеты листов и высказывала замечания, например: завод № 34 — «фотографии слабоваты, исправить грамматические ошибки», трест «Челябинскуголь» — «на фото нет угля, много людей — это брак».

В итоге в фолиант вошла информация о четырех десятках оборонных предприятий Челябинской области. На 53 листах — фотографии руководителей и рабочих, цехов и продукции, графики, показывающие динамику роста производства. Однако ни одной конкретной цифры не приводилось: эта информация была секретной, а лишь соотношение и динамика роста.

Сегодня это самый тяжелый архивный документ в нашем регионе, его вес 30 килограммов, обложка — из шевро (мягкая кожа хромового дубления, выделанная из шкур коз), на ней златоустовская гравюра на стали с изображением местного промышленного пейзажа: горы, сосновый лес и заводские постройки, обложку венчает щит — символ оборонной мощи края. Гравированные детали выполнил «политически грамотный и идеологически выдержанный товарищ», мастер Иван Ногтев. Художник инкрустировал рубинами из собственной коллекции щит и застежки, как на древних книгах. А ещё для рапорта был изготовлен специальный футляр из красного оргстекла, вставленного в стальной каркас…

Экземпляр в футляре предназначался для товарища Сталина и был отправлен в Москву, а уже после войны вернулся в Челябинский обком партии и был передан на хранение в архив. Второй экземпляр передали в областной краеведческий музей, где он до сих пор и хранится, правда, после 1956 года и «развенчания культа личности» сотрудники музея скрыли имя Сталина, выгравированное на щите, специально изготовленной накладкой, и рапорт «сменил» адресата на Центральный комитет ВКП(б). Сохранились и отдельные запасные листы, которые также хранятся в архиве.

Уральский автомобильный завод имени Сталина, Миасс.jpg

Клятва коммунистов

Главная ценность раритетного документа не в его весе и мягкой коже переплета, а в том, что — это яркое свидетельство трудового подвига южноуральцев в годы Великой Отечественной войны. Это необыкновенный исторический документ, воплотивший черты времени: любовь к родной стране и веру в Победу.

Открывает фолиант клятва: «Клянемся вам, товарищ Сталин, что мы не будем знать ни минуты покоя, пока хоть один гитлеровец будет осквернять русскую землю, пока хоть один советский человек будет томиться в немецком рабстве, пока не будет снова реять над всем великим Советским Союзом победоносное знамя Ленина — Сталина».

Рапорт показывает работу слаженной оборонной промышленности Южного Урала в переломное время Великой Отечественной войны, когда Красная армия подходила к границам Восточной Европы. Авторы рапорта постарались показать своему главному читателю выросшие возможности металлургии, машиностроения, энергетики, невероятные темпы промышленного строительства и разнообразие выпускаемой в регионе военной продукции — от патронов и снарядов до танков и грузовых автомобилей. Вот лишь некоторые из них…

В самом начале войны из Тулы в Златоуст было эвакуировано сразу три завода, которые объединились в один — завод № 66. На Южный Урал перебросили 2,5 тысячи станков и 3,5 тысячи человек. В короткие сроки построены заводские корпуса, дополнительно направлено более десяти тысяч рабочих. И началось производство пулеметов системы Березина, «Максим», пушки Волкова-Ярцева, винтовок. Все это оружие можно увидеть на странице рапорта, посвященного 66-му заводу.

Ленинградский завод К-4 еще до войны освоил производство плексигласа («гибкогое стекла»). Органическое стекло обладало ценными свойствами, необходимыми для самолетов: прозрачное, водостойкое, не чувствительное к воздействию авиационных бензина и масел, менее травмоопасное, чем обычное стекло. В июле 1941 года завод К-4 был эвакуирован в Челябинск и разместился на площадях завода безалкогольных напитков и дрожжевой фабрики на берегу реки Миасс. В 1942 году предприятие запустило производство прозрачной авиаброни для самолетов ЯК-1, ЯК-3, ЛаГГ-3 и ИЛ-2. Пожалуй, это было одно из самых секретных производств: в рапорте об этом заводе минимум информации и лишь фотографии позволяют разгадать «ребус», загаданный авторами.

Особая страница в рапорте посвящена Уральскому автомобильному заводу имени Сталина, теперь это миасский УралАЗ. Это предприятие выросло из «осколков» Завода имени Сталина (знаменитый ЗиС). Завод был основан в 1916 году, после революции национализирован, выпускал грузовики FIAT 15 Ter. Осенью 1941 года Государственный комитет обороны принял решение о частичной эвакуации завода. Оружейное производство эвакуировано в Молотов (Пермь), автомоторное и литейное — в Миасс, двигательное — в Ирбит, автомобильное — в Ульяновск, Челябинск, Троицк и Шадринск. В Миассе разместились цеха моторов, коробки скоростей, литейные, инструментальный, модельный, подсобные и вспомогательные цеха главного механика и главного энергетика, транспортного и складского хозяйства. Первый автомобиль сошел с конвейера 8 июля 1944 года, поэтому в рапорте, подготовленном в январе, лишь его рисунок и фотографии двигателей, подготовленных к сборке.

Поделиться

Вчера | 18:17
Зачем южноуральцев прививают от гриппа

Как работает вакцинация и ждут ли в регионе новый гриппозный штамм.

Вчера | 17:18
Места знать надо. Какие клады находили и ищут на Южном Урале

Челябинская область не так богата на клады, но и здесь они встречаются. Многие из них могут рассказать о древней истории региона.

Вчера | 17:18
Места знать надо. Какие клады находили и ищут на Южном Урале

Челябинская область не так богата на клады, но и здесь они встречаются. Многие из них могут рассказать о древней истории региона.

08.10.2024 | 14:15
За усердие. Как отмечали деловую активность купцов

Челябинская семья Крашенинниковых дала городу успешных предпринимателей, активных общественных деятелей и щедрых благотворителей.

Новости   
Спецпроекты