Рапорт Сталину. О чем сообщали большевики Челябинской области
![Рапорт Сталину. О чем сообщали большевики Челябинской области Рапорт Сталину. О чем сообщали большевики Челябинской области](/upload/iblock/adf/adf06fc89f3834dd67d36ad211840f35.jpg)
В фондах Челябинского областного архива хранится уникальный документ — «Рапорт товарищу Сталину от большевиков Челябинской области». Он был создан в 1944 году и адресован в Кремль, чтобы показать производственные достижения Челябинской области за три года войны.
![Бюро Челябинского обкома партии.jpg Бюро Челябинского обкома партии.jpg](/upload/medialibrary/98d/98d1bfeb0e9ab06b960f10c6e251e63f.jpg)
Самый тяжелый документ
Рабочую группу по подготовке рапорта Сталину возглавил секретарь обкома партии по пропаганде Алексей Шварев. Редколлегия определила список предприятий, информацию о которых следовало включить в рапорт. На каждое из них были направлены письма с предложением самостоятельно изготовить эскизы страниц по прилагаемому техническому заданию.
Предприятия присылали подготовленные материалы в трех экземплярах: предполагалось изготовить два рапорта, а третий комплект листов был на всякий случай. Комиссия строго и внимательно просматривала макеты листов и высказывала замечания, например: завод № 34 — «фотографии слабоваты, исправить грамматические ошибки», трест «Челябинскуголь» — «на фото нет угля, много людей — это брак».
В итоге в фолиант вошла информация о четырех десятках оборонных предприятий Челябинской области. На 53 листах — фотографии руководителей и рабочих, цехов и продукции, графики, показывающие динамику роста производства. Однако ни одной конкретной цифры не приводилось: эта информация была секретной, а лишь соотношение и динамика роста.
Сегодня это самый тяжелый архивный документ в нашем регионе, его вес 30 килограммов, обложка — из шевро (мягкая кожа хромового дубления, выделанная из шкур коз), на ней златоустовская гравюра на стали с изображением местного промышленного пейзажа: горы, сосновый лес и заводские постройки, обложку венчает щит — символ оборонной мощи края. Гравированные детали выполнил «политически грамотный и идеологически выдержанный товарищ», мастер Иван Ногтев. Художник инкрустировал рубинами из собственной коллекции щит и застежки, как на древних книгах. А ещё для рапорта был изготовлен специальный футляр из красного оргстекла, вставленного в стальной каркас…
![Уральский автомобильный завод имени Сталина, Миасс.jpg Уральский автомобильный завод имени Сталина, Миасс.jpg](/upload/medialibrary/e46/e4626431fac4e81f928b5c57dd07abdb.jpg)
Клятва коммунистов
Главная ценность раритетного документа не в его весе и мягкой коже переплета, а в том, что — это яркое свидетельство трудового подвига южноуральцев в годы Великой Отечественной войны. Это необыкновенный исторический документ, воплотивший черты времени: любовь к родной стране и веру в Победу.
В самом начале войны из Тулы в Златоуст было эвакуировано сразу три завода, которые объединились в один — завод № 66. На Южный Урал перебросили 2,5 тысячи станков и 3,5 тысячи человек. В короткие сроки построены заводские корпуса, дополнительно направлено более десяти тысяч рабочих. И началось производство пулеметов системы Березина, «Максим», пушки Волкова-Ярцева, винтовок. Все это оружие можно увидеть на странице рапорта, посвященного 66-му заводу.
Ленинградский завод К-4 еще до войны освоил производство плексигласа («гибкогое стекла»). Органическое стекло обладало ценными свойствами, необходимыми для самолетов: прозрачное, водостойкое, не чувствительное к воздействию авиационных бензина и масел, менее травмоопасное, чем обычное стекло. В июле 1941 года завод К-4 был эвакуирован в Челябинск и разместился на площадях завода безалкогольных напитков и дрожжевой фабрики на берегу реки Миасс. В 1942 году предприятие запустило производство прозрачной авиаброни для самолетов ЯК-1, ЯК-3, ЛаГГ-3 и ИЛ-2. Пожалуй, это было одно из самых секретных производств: в рапорте об этом заводе минимум информации и лишь фотографии позволяют разгадать «ребус», загаданный авторами.
Особая страница в рапорте посвящена Уральскому автомобильному заводу имени Сталина, теперь это миасский УралАЗ. Это предприятие выросло из «осколков» Завода имени Сталина (знаменитый ЗиС). Завод был основан в 1916 году, после революции национализирован, выпускал грузовики FIAT 15 Ter. Осенью 1941 года Государственный комитет обороны принял решение о частичной эвакуации завода. Оружейное производство эвакуировано в Молотов (Пермь), автомоторное и литейное — в Миасс, двигательное — в Ирбит, автомобильное — в Ульяновск, Челябинск, Троицк и Шадринск. В Миассе разместились цеха моторов, коробки скоростей, литейные, инструментальный, модельный, подсобные и вспомогательные цеха главного механика и главного энергетика, транспортного и складского хозяйства. Первый автомобиль сошел с конвейера 8 июля 1944 года, поэтому в рапорте, подготовленном в январе, лишь его рисунок и фотографии двигателей, подготовленных к сборке.
Поделиться