Рапорт Сталину. О чем сообщали большевики Челябинской области
В фондах Челябинского областного архива хранится уникальный документ — «Рапорт товарищу Сталину от большевиков Челябинской области». Он был создан в 1944 году и адресован в Кремль, чтобы показать производственные достижения Челябинской области за три года войны.
Самый тяжелый документ
Рабочую группу по подготовке рапорта Сталину возглавил секретарь обкома партии по пропаганде Алексей Шварев. Редколлегия определила список предприятий, информацию о которых следовало включить в рапорт. На каждое из них были направлены письма с предложением самостоятельно изготовить эскизы страниц по прилагаемому техническому заданию.
Предприятия присылали подготовленные материалы в трех экземплярах: предполагалось изготовить два рапорта, а третий комплект листов был на всякий случай. Комиссия строго и внимательно просматривала макеты листов и высказывала замечания, например: завод № 34 — «фотографии слабоваты, исправить грамматические ошибки», трест «Челябинскуголь» — «на фото нет угля, много людей — это брак».
В итоге в фолиант вошла информация о четырех десятках оборонных предприятий Челябинской области. На 53 листах — фотографии руководителей и рабочих, цехов и продукции, графики, показывающие динамику роста производства. Однако ни одной конкретной цифры не приводилось: эта информация была секретной, а лишь соотношение и динамика роста.
Сегодня это самый тяжелый архивный документ в нашем регионе, его вес 30 килограммов, обложка — из шевро (мягкая кожа хромового дубления, выделанная из шкур коз), на ней златоустовская гравюра на стали с изображением местного промышленного пейзажа: горы, сосновый лес и заводские постройки, обложку венчает щит — символ оборонной мощи края. Гравированные детали выполнил «политически грамотный и идеологически выдержанный товарищ», мастер Иван Ногтев. Художник инкрустировал рубинами из собственной коллекции щит и застежки, как на древних книгах. А ещё для рапорта был изготовлен специальный футляр из красного оргстекла, вставленного в стальной каркас…
Клятва коммунистов
Главная ценность раритетного документа не в его весе и мягкой коже переплета, а в том, что — это яркое свидетельство трудового подвига южноуральцев в годы Великой Отечественной войны. Это необыкновенный исторический документ, воплотивший черты времени: любовь к родной стране и веру в Победу.
В самом начале войны из Тулы в Златоуст было эвакуировано сразу три завода, которые объединились в один — завод № 66. На Южный Урал перебросили 2,5 тысячи станков и 3,5 тысячи человек. В короткие сроки построены заводские корпуса, дополнительно направлено более десяти тысяч рабочих. И началось производство пулеметов системы Березина, «Максим», пушки Волкова-Ярцева, винтовок. Все это оружие можно увидеть на странице рапорта, посвященного 66-му заводу.
Ленинградский завод К-4 еще до войны освоил производство плексигласа («гибкогое стекла»). Органическое стекло обладало ценными свойствами, необходимыми для самолетов: прозрачное, водостойкое, не чувствительное к воздействию авиационных бензина и масел, менее травмоопасное, чем обычное стекло. В июле 1941 года завод К-4 был эвакуирован в Челябинск и разместился на площадях завода безалкогольных напитков и дрожжевой фабрики на берегу реки Миасс. В 1942 году предприятие запустило производство прозрачной авиаброни для самолетов ЯК-1, ЯК-3, ЛаГГ-3 и ИЛ-2. Пожалуй, это было одно из самых секретных производств: в рапорте об этом заводе минимум информации и лишь фотографии позволяют разгадать «ребус», загаданный авторами.
Особая страница в рапорте посвящена Уральскому автомобильному заводу имени Сталина, теперь это миасский УралАЗ. Это предприятие выросло из «осколков» Завода имени Сталина (знаменитый ЗиС). Завод был основан в 1916 году, после революции национализирован, выпускал грузовики FIAT 15 Ter. Осенью 1941 года Государственный комитет обороны принял решение о частичной эвакуации завода. Оружейное производство эвакуировано в Молотов (Пермь), автомоторное и литейное — в Миасс, двигательное — в Ирбит, автомобильное — в Ульяновск, Челябинск, Троицк и Шадринск. В Миассе разместились цеха моторов, коробки скоростей, литейные, инструментальный, модельный, подсобные и вспомогательные цеха главного механика и главного энергетика, транспортного и складского хозяйства. Первый автомобиль сошел с конвейера 8 июля 1944 года, поэтому в рапорте, подготовленном в январе, лишь его рисунок и фотографии двигателей, подготовленных к сборке.
Поделиться