«Ты что, с Урала?». В Челябинске дизайнеры рассказали о модной индустрии

10 Мая 2024 Автор: Наталья Калентьева Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)
«Ты что, с Урала?». В Челябинске дизайнеры рассказали о модной индустрии


У локальных брендов есть свои болевые точки и точки роста.

Южный Урал не зря появился на мировой карте моды. Локальные бренды заявляют о себе все громче и серьезнее, выходя за пределы региона и активно продвигаясь в столицах и на международных рынках, а на фэшн-мероприятия в Челябинск все чаще приезжают известные дизайнеры и любители одежды от кутюр со всей страны. В рамках сессии «Модные бренды Урала: направления и потенциал» на «Российской креативной неделе - Урал» эксперты обсудили специфику локальных брендов.

Понять свою ДНК (Уйти в нишу)

Брендов на Южном Урале немало, и конкуренция между ними высокая. Более ста пятидесяти марок одежды можно маркировать Made in South Ural. И если одни уже завоевали место под солнцем и получили широкую известность, то другие только-только начинают пробиваться на локальном рынке. Челябинский дизайнер, соавтор и продюсер проекта Long FashionWeekend Ural Елена Ермаковишна видит будущее южноуральских брендов в переходе от количества к качеству. По ее словам, сейчас для этого есть все необходимое: и эффективная государственная поддержка, и освобождение рынка от «гигантов» индустрии. Правда, сетует эксперт, единицы представителей этой креативной индустрии понимают «ДНК» своего бренда, свою целевую аудиторию, осознанно занимаются брендингом, работают со статистикой и постоянно обучаются.

— Мне кажется, что основная задача для локальных брендов — научиться расти дальше, анализировать свою аудиторию, использовать инструменты продвижения и поддержку государства, — рассуждает Елена Ермаковишна. — Есть большие бренды с большими бюджетами. Но локальные дизайнеры — это маленькие предприятия, которые физически не могут дать низкую цену. Это всегда про концептуальный подход и работу с конкретной нишей, с конкретной целевой аудиторией. Мы советуем работать дизайнерам в конкретной нише: на роскошные фигуры size plus, с высокими и худыми, с подростками и детьми.

Бренды_Боровикова_98_Модный-показ_Боровикова-Юлия.jpg

Дизайнер не значит бизнесмен

Практически в ежедневном режиме с южноуральскими дизайнерами работает Мария Чубаева, основатель крупного мультибрендового магазина, в котором представлена одежда именно местных модельеров. За полтора года существования магазина через нее прошли десятки брендов. Сегодня на площадке представлены модели одежды от 23 дизайнеров. Причем спрос на южноуральский эксклюзив, признается она, есть. Жители региона рублем голосуют за эксклюзивную одежду: за полтора года средний чек в магазине вырос на 140% — с 4500 до 13000 рублей. Но далеко не все дизайнеры задерживаются в этой компании.

— Наша задача довести до локальных брендов: чуда не случится, если они не будут вести аналитику. Это основа, если мы говорим про бизнес, — отмечает дизайнер и основатель магазина. — Трудности, с которыми сталкиваются практически все дизайнеры, одни и те же: отсутствие документации, непонимание, как вести бизнес, проблемы с организацией труда. Да, дизайнер — человек творческий, и бывает, что у него проблемы с вдохновением. Но покупатель хочет сегодня и сейчас, а завтра уже не хочет. Еще одна наша боль заключается в том, что у дизайнеров нет мотивации, чтобы учиться.

Кстати, плюсом локальных дизайнеров эксперт назвала их возможность чутко и оперативно реагировать на запросы клиентов.

Бренды_Боровикова_52_Модный-показ_Боровикова-Юлия.jpg

«Если по любви, то получится»

Помимо региональных дизайнеров в «Российской креативной неделе» в Челябинске принял участие известный российский модельер Денис Симачев. Он честно признался, что не знает, как строить бренды.

— Формулы успеха не существует, у каждого свой путь, и он очень тернистый. Решиться стать дизайнером — все равно что стать монахом. Это серьезное решение. Я проходил через это и говорю исходя из своего опыта. Поэтому всех, кто хочет стать дизайнером, я пытаюсь отговорить. И это искренняя забота об их успехе и здоровье, — рассуждает именитый дизайнер. — Почему? Во-первых, у нас плавают понятия. Дизайнер и человек, который шьет одежду — это разные вещи, разные концепции. Дизайнер должен что-то придумывать, рисковать, нести ответственность и понимать, что он один из 1000, у кого может быть получится. Это пропорция пугающая, но это правда.

По словам Дениса Симачева, подспорьем для специалиста в сфере моды может стать мультифункциональность. Просто быть художником или уметь рисовать недостаточно, хотя это очень важно, отмечает он, и всегда советует освоить сопутствующие пять-шесть-семь профессий, которые позволяют говорить на одном языке со всеми специалистами, которые задействованы в работе.

— Общаясь с нынешними дизайнерами, я вижу, что люди витают в облаках. Все романтично, трогательно, но к бизнесу не имеет никакого отношения. Потому в модной индустрии так много сожалений, расстройства, слез, банкротств и разорений, — рассуждает модельер. — Образование — важная часть, и большую часть времени и сил дизайнер должен потратить на то, чтобы накопить тот багаж, который он потом сможет использовать. Да, ко мне приходят жестко прокачанные, уверенные в себе студенты. Они сыплют терминами, но, когда я им даю задания, они говорят: «Нас этому не учили». С теорией у них все хорошо, а вот в практике все плавают. А ведь именно она дает ощущение права на этот бизнес. Если все в тандеме, «по любви», тогда все получится.

При этом Денис Симачев подчеркивает, что производство трендовых изделий — совсем другая история, в которой свои законы построения бизнеса.

— В этой истории рулит продюсер, который знает, куда двигаться, понимает аудиторию, смотрит на потоки сегодняшних трендов и понимает, что можно вытащить из того, что вышло где-то далеко и за счет этого заработать деньги, — говорит он. — Но это не имеет никакого отношения к дизайну. Хотя и те, и другие делают изделия, которые мы носим.

Бренды_Боровикова_107_Модный-показ_Боровикова-Юлия.jpg

Мода на местное

Главное, в чем сошлись эксперты в сфере моды, это то, что у региональных брендов есть очень хороший потенциал. И свою аудиторию на российском рынке имеют не только гиганты вроде «Юничела» или «Пеплоса», но и менее известные бренды. К слову, глава региона на одной из площадок честно признался, что сам носит одежду одного из южноуральских брендов.

— Называть его, наверное, не очень корректно. Моя супруга продвигает наши локальные бренды, и я считаю, что это правильно, — рассуждает он. — Иногда даже очень удивляюсь и спрашиваю у нее: «Что это такое?». А она отвечает: «Это делают у нас». В общем, интересно и по-настоящему креативно.

Заместитель губернатора Челябинской области Иван Куцевляк подчеркивает, что видит большим потенциал, который уже реализуется.

— Поскольку с уходом западных производителей освободилась целая ниша, наша задача — форсировать развитие модного бизнеса в регионе, чтобы занять эту самую освободившуюся нишу, — поясняет чиновник. — Мы в этом заинтересованы, предприниматели в этом заинтересованы. Поэтому я уверен, что все получится.

…В фильме «Самая обаятельная и привлекательная» фарцовщик, которого играет Игорь Ясулович, пренебрежительно роняет: «Она что, с Урала?», когда героиня фильма Надя Клюева не может определиться с выбором нового образа. Говорят, что потом режиссеру фильма пришлось официально извиняться перед Свердловским обкомом и клясться, что он ни в коем случае не хотел обидеть прекрасных представительниц Урала. А сейчас эти слова, кстати, стали брендом. Вот такой креатив.

Бренды_Боровикова_5_Модный-показ_Боровикова-Юлия.jpg

Комментарий:

Симачев Денис, модельер, дизайнер.jpgДенис Симачев, модельер, дизайнер:

— Если говорить об организации «Российской креативной недели» в Челябинске, то организовано все правильно. Самое главное — замысел правильный. Нужно о креативе говорить, в том числе о наболевшем, поднимать все вопросы, обсуждать и что-то решать. Здорово, что это мероприятие прошло на Урале, а не в Москве, где суета и не до этого.

Брендам, не только региональным, а вообще всем, нужно участвовать максимально во всем, чтобы заявить о себе, на других посмотреть и себя показать. Я всегда говорю студентам, что в идеале нужно ехать на международные ярмарки, чтобы пройти идентификацию и понять, кто ты есть, в чем твоя сильная сторона, конкурентное преимущество, не украл ли ты какие-то темы у кого-то случайно. Понимаете, чтобы заявить о себе трезво, нужно оказаться среди равных специалистов. Но если нет такой возможности, то нужно хотя бы выезжать в региональные центры.

Я не знаю южноуральские бренды. Это означает, что наверняка они успешны и получают часть своего рынка, зарабатывают деньги, но тот факт, что они неизвестны широкой публике, говорит о том, что они какую-то важную часть упустили. Когда бренд знаю все от бабушек до детей, тогда бренд действительно состоялся. Не важно, что они это не покупают товары этого бренда, купят те, кто настроен на покупку, важно, что знают! И для этого нужно работать.

У вас в регионе оказывается серьезная поддержка креативным индустриям. На мой взгляд, главное не переборщить с помощью, не перекормить. Художник должен всегда оставаться голодным. Как только он поймет, что сидит на финансовой игле и ему нужно всего лишь раз в полгода делать отчеты и участвовать в показах, он расслабляется и перестает переживать за свое дело. Я сторонник принципа «спасение утопающего дело рук самого утопающего». Поддержка - это хорошо, но если ее нет, ничего страшного.

Поделиться

Вчера | 17:03
Рак молочной железы врачи выявляют с помощью искусственного интеллекта

Умная система «подсвечивает» подозрительные точки на снимке.

Вчера | 14:04
Могут ли проснуться палеовулканы Южного Урала

Ученые составили карту древних вулканов региона.

04.05.2024 | 12:12
В нацпарках развивают бережный туризм

На Креативной неделе в Челябинске обсуждали, как «Таганаю» увеличить турпоток, сохранив экосистему.

04.05.2024 | 09:28
Эксперты обсудили идентичность Южного Урала в образах и героях

По их мнению, работа над базовыми мифами должна вестись на всех уровнях.

Новости   
Спецпроекты