Азбука для Севера. Какую письменность создал Стефан Пермский

14 Мая 2024 Автор: Юрий Эльберт Фото: пресс-служба Челябинской епархии
Азбука для Севера. Какую письменность создал Стефан Пермский


Если взять самый первый том энциклопедии «Истории литературы Урала», можно увидеть на корешке пометку «с XIV века».

Какая же литература могла быть в наших краях в четырнадцатом веке? Конечно, территория не пустовала и контролировалась каким-нибудь Искерским или Тюменским ханством. Но чтобы книги?..

Так или иначе, именно в это время появилась первая книга — не фольклорная, не анонимная, не путевые заметки, а полноценное литературное произведение, в котором упомянут наш край, точнее, его западные границы. Это «Слово о житии святого Стефана», созданное преподобным Епифанием Премудрым. Да-да, тем самым, что написал и «Житие преподобного Сергия Радонежского», был знаком с обоими святыми, дружил с Феофаном Греком.

В своём слове преподобный Епифаний проводит параллель между святителем Стефаном Пермским и равноапостольными Кириллом-Константином и его братом Мефодием. Кирилл и Мефодий создали азбуку для славян, а святитель Стефан — для зырян.

Вера_photo_2024-05-07_10-38-21.jpg

Детство в Великом Устюге

Святитель Стефан Пермский — просветитель Приуралья. Память его совершается 9 мая.

Будущий святитель Стефан родился и провёл детство в Великом Устюге. Этот город стал ныне резиденцией Деда Мороза не случайно. Когда-то здесь, за землями русскими, начинались земли северные — далеко-далеко до самого Уральского Камня.

Отец Стефана был служителем Успенского кафедрального собора в Устюге (мы не знаем точно, священником или диаконом). Ещё до рождения святителя Стефана его будущий подвиг напророчил блаженный Прокопий Устюжский — для северных русичей того времени этот святой был очень значим.

Помогая отцу в храме, мальчик Стефан перечитал все имевшиеся в городе Устюге книги. Надо было учиться дальше, и юноша отправился в Ростов Великий, где Григорьевский монастырь славился библиотекой, в том числе греческими рукописями. Там он и принял монашеский постриг. Как раз в это время князь Дмитрий Донской положил конец усобицам, отобрав у другого князя и Ростов, и Устюг, так что эти земли сделались территориями Московской Руси. Стефана в Коломне (ныне южное Подмосковье) рукоположили в священники, и великий князь Дмитрий дал ему охранную грамоту — чтобы идти проповедовать зырянам.

Прокудливая береза

Стефан отправился в путь. Сначала он побывал в родном городе Устюге, потом отправился туда, где стоит современный город Котлас. Примерно там же проходит сегодня железнодорожная линия на Воркуту. Следующая крупная станция за Котласом — Княжпогост. От неё час на автобусе до Усть-Выми, места, где впадает река Вымь в Вычегду, где стоит сейчас монастырь Михаила Архангела, на место подвигов святого Стефана Пермского.

Вера_photo_2024-05-07_10-38-23-(3).jpgТогда это селение у зырян называлось Йемдын и было чем-то вроде священной столицы. В житии сказано, что Стефан сокрушил там языческую кумирню. По преданиям, которые и сегодня расскажут усть-вымские экскурсоводы, это был не языческий храм, а особенная — «прокудливая» — берёза. Огромная, старая, гнилая! На неё вязали ленточки из ткани и кожи, к ней приносили деревянных идолов, поливали её жертвенной кровью (и ладно если только животных).

А святой Стефан пришёл и решил развести костёр. Начал он рубить дерево-идол. Вдруг изнутри, из сруба, из-под корней раздались разные голоса: «Не губи нас, Стефан! Мы души людские, заточённые в этом дереве!». Ерунда какая, подумал христианин Стефан. «Что душам делать в дереве? Явно это бесы». И продолжил своё дело.

Прибежали зыряне, увидели, что берёзы больше нет, и хотели его растерзать. Но чудом он успокоил их и начал говорить о Христе, о Святой Троице — об истинном Боге. Некоторое время спустя он написал для зырян икону «Явление Святой Троицы Аврааму». Как известно из Ветхого Завета, Господь посетил праотца Авраама и жену его Сарру в оазисе среди пустыни. Авраам приготовил угощение. Обычно на иконах, изображающих этот сюжет, есть дерево, вероятно пальма, под которой отдыхали ангелы. Но зыряне признали в этом дереве …берёзу и остались довольны. С тех пор и считается эта икона «образом с берёзой» или «Зырянской Троицей».

Народ коми в основном смиренно принимал проповедь Стефана. Как любимое животное зырян — ош (лесной хозяин медведь) — склонил он голову под руку святого.

Вера_photo_2024-05-07_10-38-23-(4).jpg

Азбука для зырян

Для своих новых учеников святитель Стефан придумал особую азбуку — абур, которой записывал переведенные на зырянский молитвы и священные тексты. Что легло в основу — тут учёные спорят, но в азбуке этой есть буквы, пришедшие из кириллицы, а есть и нечто, напоминающее северные руны. Всё сгодилось ради единого на потребу — христианского учения. К сожалению, азбука не прижилась. Не было ещё книгопечатания, способного надёжно фиксировать текст, а Московское царство было не слишком заинтересовано в развитии зырянской письменности. Тем более, что и зыряне быстро усваивали русский язык. Интересно наблюдать современный коми-зырянский язык с очень большой долей славянизмов — церковных слов и тех реалий, что принесли им русские. Скажем, из домашних животных почти по-русски называется кöза (читается «кэза»), а до времён Стефана зыряне не приручали коз и не пили их молока.

Конечно, знать зырянская, получавшая выгоды от язычества, долго не признавала Стефана. Особенно усердствовал волхв Пам (или Пама), уговаривая народ вернуться к язычеству. Простой народ приговорил и Стефана, и Пама к испытанию: взявшись за руки, пройти сначала через ледяную прорубь, потом через горящий сруб. Собрались зрители. Стефан полон был готовности, зная, что Бог не оставит его без помощи. Волхв до последнего момента хитрил, но сдался, не полез в прорубь. С тех пор потерял он у зырян всякий авторитет.

Вера_photo_2024-05-07_10-38-23.jpg

Признание преподобного Сергия

Ещё не раз приходилось святителю Стефану возвращаться на Русь, где его рукоположили в епископы новой земли — с тех пор его стали называть святителем. В Москве Стефан и скончался.
В русском сознании то, что у зырян появилась своя епархия, означает, что вся земля коми — до самого Камня Урала — сделалась одной поместной церковью.

По преданию преподобный Сергий Радонежский однажды обедал с братией в монастыре. Вдруг поднялся и приветствовал кого-то невидимого. Монахи удивились, и Сергий рассказал им о подвижнике Стефане — просветителе северного народа. Признание преподобного Сергия — немногие из русских святых заслужили такую похвалу.

Ближайший к нам храм святителя Стефана Пермского находится в Екатеринбурге. В Свято-Троицком храме Челябинска на одной из колонн есть замечательная фреска святого.

Поделиться

Вчера | 11:18
Южный Урал помогает участникам СВО и восстанавливает освобожденные территории

Специальная военная операция длится уже больше двух лет. Задачи СВО помогают выполнять и военные формирования из Челябинской области: бойцы сражаются в первых рядах, а земляки в тылу делают для них оружие, собирают необходимые вещи — прикладывают все усилия, чтобы военнослужащие ни в чем не нуждались.

Вчера | 10:28
Как проходила первая Неделя моды в сельском Париже

Локальные бренды с размахом представили в южноуральской глубинке.

Новости   
Спецпроекты