Трудности общения. Почему школьник пошел убивать ровесников?
С детским омбудсменом Евгенией Майоровой мы говорим об особых проблемах особенных людей.
- Во всех школах Челябинска усилили меры безопасности
- В Челябинске школьник напал с молотком на учеников и педагогов
Почему никто не заметил, что у 13-летнего парня есть проблемы в общении со сверстниками? Действительно ли он был вовлечен в деструктивную игру и подвержен этой идеологии, отличал ли он реальный мир от виртуального? Кто виноват в произошедшем — учителя или родители? Эксклюзивное интервью «Южноуральской панораме» уполномоченного по правам ребенка Евгении Майоровой.
— Евгения Викторовна, наверное, самый главный вопрос — кто виноват? Кто вовремя не заметил проблемы подростка, который, вооружившись молотком и ножом, пошел, по сути, убивать одноклассников?
— Момент, когда с подростком что-то случилось, пропустили все. Все общество. Понятно, что сейчас будут найдены ответственные, проанализирована вся работа с детьми. Но, по сути, это болезнь общества. Оно не хочет видеть и принимать таких детей (в третьем филиале школы № 68 есть коррекционные классы. — Прим. ред.), есть особые классы, и мы сейчас видим непринятие детей с особенностями развития.
Фото Юлии Боровиковой
— Общество не хочет видеть эти проблемы? Просто закрывается от них?
— Это нежелание знать о проблеме, разбираться в этом. Кто-то остается в одиночестве и ищет решение проблемы в социальных сетях. Все, что произошло, — отражение нашего общества. Нужно больше знать об особенных детях.
— Ребенок, который устроил бойню в школе, стоял на учете в ПНД и у психиатра: у мальчика врожденное нарушение функционирования мозга. И, по словам родителей, дети не особо хотели общаться с этим мальчиком, он был изгоем. Никто из взрослых не обращал на это внимания?
— Это не соответствует действительности. Нельзя сказать, что никто не обращал внимания. Но нужно признать, что не сработала система. Такого не должно было произойти.
— Если мальчика характеризуют сейчас как очень тихого, можно было предположить, что он способен хладнокровно напасть или для этого был какой-то спусковой крючок?
— В том-то и дело. Вы вспомните истории про маньяков. Есть агрессивные, а есть неприметные и тихие. Это тоже такой своеобразный маркер. Нужно больше просвещения в этом плане. К подобным детям должны применяться определенные методы воспитания.
— Мальчик лежал в психиатрической клинике. Может, рано выпустили?
— Детей лечат, и потом родители получают рекомендации. Очень важно, чтобы ребенок потом и дальше продолжал принимать препараты, которые ему назначены. Должны быть соответствующая социальная коррекция и включение его в нормальную и полноценную жизнь.
— Сейчас все говорят, что ребенок стал жертвой деструктивной идеологии. Он состоял в интернет-сообществе, участники которого получали откровенно криминальные задания: совершить акт вандализма или напасть на других людей. Им рассказывали, как осуществить нападение, где найти оружие, как изготовить взрывчатку.
— Сейчас идет проверка, играл ли он в эти игры. Дело в том, что дети, у которых есть особенности развития, очень подвержены влиянию других людей. Не все из них могут разделить нормальный мир от виртуального. Они видят аватарку и считают, что это их друг, хотя они его никогда не видели.
Фото автора
— Почему так плохо сработала служба безопасности школы? Почему рамка металлоискателя не отреагировала на запрещенные предметы?
— Безопасность в школе — это отдельный вопрос. Его нельзя свести только к рамкам. Каждый ученик, как в аэропорту, будет проходить и выкладывать из портфеля все учебники? Рамка не может выполнить полностью функцию безопасности.
Поделиться